Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок №26. Умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Какой алгоритм письменного умножения многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число.
- Как записать второй множитель при умножении многозначных чисел, оканчивающихся нулём на однозначные?
- Сколько нулей приписать к полученному результату при умножении чисел, оканчивающихся нулями?
Глоссарий по теме:
Нуль – это целое число, одна из цифр в десятичной системе счисления. Название «нуль» происходит от латинского слова nullus, что означает «никакой». Обозначается знаком 0.
Многозначные числа – это числа класса тысяч и класса миллионов.
Умножение – это математическая операция, которая заключается в сложении одинаковых слагаемых определённое количество раз.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.79.
- C. В. Волкова «Тесты» 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – с. 46-48.
- Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь под ред. Г. С. Ковалёвой – М.: Просвещение, 2017. – с. 13-14.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим выражение:
800 ∙ 7
Воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 800 произведением чисел 8 и 100:
800 ∙ 7 = (8 ∙ 100) ∙ 7
При умножении произведения на число, сначала первый множитель умножаем на число(8 ∙ 7), а затем получившийся результат умножаем на второй множитель 100, ведь второй множитель — круглое число. Получим ответ 5 600.
800 ∙ 7 = (8 ∙ 100) ∙ 7 = (8 ∙ 7) ∙ 100 = 56 ∙ 100 = 5 600
Усложним задачу, решим следующее математическое выражение:
380 ∙ 9
Как и в предыдущем выражении, воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 380 на произведение чисел 38 и 9:
380 ∙ 9 = (38 ∙ 10) ∙ 9
При умножении произведения на число, сначала умножаем на число первый множитель (38 ∙ 9), а затем получившийся результат умножим на второй множитель 10, ведь второй множитель – круглое число.
380 ∙ 9 = (38 ∙ 10) ∙ 9 = (38 ∙ 9) ∙ 10
Возникла проблема: надо умножить двузначное число на однозначное, подобного рода выражения в уме решить сложнее, т. к. увеличивается количество действий.
Сначала надо умножить единицы 8 ∙ 9 = 72. Затем десятки 30 ∙ 9 = 270, сложить полученные результаты и полученный результат умножить на десять 342 ∙ 10. Получили 3 420.
380 ∙ 9 = (38 ∙10) ∙ 9 = (38 ∙ 9) ∙ 10 = (8 ∙ 9 + 30 ∙ 9) ∙ 10 = 342 ∙ 10 = 3 420
Вывод: устно такие вычисления выполнять неудобно.
Рассмотрим письменный случай умножения, когда первый множитель заканчивается нулями: 8 400 ∙ 7 . Пишем однозначный множитель 7 под значимыми цифрами первого множителя.
8 | 4 | 0 | 0 | |
х | 7 |
Умножаем, не глядя на нули: 4 ∙ 7 = 28. Записываем 8 под цифрой 7, а 2 тыс. запоминаем.
2 | ||||
8 | 4 | 0 | 0 | |
х | 7 | |||
8 |
Умножаем тысячи: 8 ∙ 7 = 56, и прибавим тысячи, которые запоминали: 56 + 2 = 58. Записываем 58 перед цифрой 8.
2 | ||||
8 | 4 | 0 | 0 | |
х | 7 | |||
5 | 8 | 8 |
Приписываем столько нулей, столько в обоих множителях вместе. Ответ: 58 800.
2 | ||||
8 | 4 | 0 | 0 | |
х | 7 | |||
5 | 8 | 8 | 0 | 0 |
Рассмотрим ещё один пример умножения, когда первый множитель заканчивается нулями: 30 800 ∙ 5.
Пишем однозначный множитель 5 под значимыми цифрами первого множителя.
3 | 0 | 8 | 0 | 0 | |
х | 5 |
Умножаем, не глядя на нули: 8 ∙ 5 = 40. Записываем 0 под цифрой 5, а 4 тыс. запоминаем.
4 | |||||
3 | 0 | 8 | 0 | 0 | |
х | 5 | ||||
0 |
Умножаем единицы тысяч: 0 ∙ 5 = 0 и прибавим тысячи, которые запоминали: 0 + 4 =4. Записываем 4 перед цифрой 0.
4 | |||||
3 | 0 | 8 | 0 | 0 | |
х | 5 | ||||
4 | 0 |
Умножаем десятки тысяч: 3 ∙ 5 = 15, записываем 15 перед цифрой 4.
4 | |||||
3 | 0 | 8 | 0 | 0 | |
х | 5 | ||||
1 | 5 | 4 | 0 |
Приписываем столько нулей, сколько нулей в первом множителе.
4 | |||||
3 | 0 | 8 | 0 | 0 | |
х | 5 | ||||
1 | 5 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Ответ: 154 000
Вывод: Итак, чтобы умножить многозначные числа, оканчивающиеся нулём, на однозначные, надо записать второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. Умножить многозначное число на однозначное, не обращая внимание на нули. К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ.
Выполним несколько тренировочных заданий:
- Выполнить вычисления, вставить ответ:
Правильный ответ:
- 19 200 · 9 = 172 800
- 570 300 ·4 = 2 281 200
- Какое число нужно увеличить в 7 раз, чтобы получить 8 400? Выделите цветом правильный ответ:
Варианты ответов:
- 58 800
- 8 407
- 8 393
- 1 200
Правильный ответ:
- 1 200
- К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
Варианты ответов:
6 700 ∙ 7 | 194 400 |
24 300 ∙ 8 | 254 800 |
53 780 ∙ 6 | 46 900 |
63 700 ∙ 4 | 322 680 |
Правильный ответ:
6 700 ∙ 7 | 46 900 |
24 300 ∙ 8 | 194 400 |
53 780 ∙ 6 | 322 680 |
63 700 ∙ 4 | 254 800 |