Конспект урока
Русский язык. 3 класс
№ 27
Раздел. Слово и слог. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы. Согласные звуки.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать и называть согласные звуки, понимать, различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, шипящие звуки, которые являются опознавательным признаком орфограммы, учиться правильно писать слова.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Однокоренные слова, родственные слова, корень слова, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, шипящий.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- как образуются согласные звуки;
Научимся:
- правильно произносить согласные звуки, характеризовать их;
- обозначать согласные звуки буквами;
- определять способы проверки букв, обозначенных согласными звуками.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим схему. Что вы можете рассказать по этой схеме?
Как видно из схемы, согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.
Сегодня на уроке повторим все, что знаем о согласных звуках, будем различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, шипящие звуки, которые являются опознавательным признаком орфограммы, учиться правильно писать слова.
Звонкие согласные произносятся с участием шума и голоса: [н], [н’], [м], [м’], [л], [л’], [р], [р’], [й’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з’], [з].
При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш] [щ’].
Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
Согласные твердые парные по глухости-звонкости | Согласные мягкие парные по глухости-звонкости | ||
[б] | [п] | [б’] | [п’] |
[в] | [ф] | [в’] | [ф’] |
[г] | [к] | [г’] | [к’] |
[д] | [т] | [д’] | [т’] |
[з] | [с] | [з’] | [с’] |
[ж] | [ш] | — | — |
Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.
Непарные глухие согласные звуки: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Согласные звуки русского языка могут быть твёрдыми и мягкими.
Звуки образуют пары по твердости и мягкости.
[б] -[б’], [в] — [в’], [г] -[г’], [д] — [д’], [з] -[з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х]-[х’]
Есть только твёрдые звуки: [ц], [ш], [ж].
Есть только мягкие звуки: [щ`], [ч`], [й`].
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.
Согласных звуков в русском языке больше, чем гласных. Слова создаются при помощи звуков: гласных и согласных. Обратим внимание на интересную роль согласных в речи. Звуки сами по себе словами не являются (если это не предлог, не междометие, не союз и т.д.), но иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, гремит, гроза, раскаты, грохот. Теперь слова с этим звуком используются для передачи этих явлений.
Например, в произведении Ф. Тютчева «Весенняя гроза» использованы слова с этим звуком, чтобы нарисовать картину весенней грозы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Интересны по этому поводу рассуждения великого русского актёра М.А. Чехова: «Человек глубокой древности жил в тесном и близком общении со своим окружением. Он слышал раскаты грома и делал усилия их понять. Он искал звук, подобный раскатам грома. Он начинал имитировать их, и его речь все с большей отчётливостью формулировала звук [р]. Другой мир открывался ему во всём том, что лилось, наливалось, летело, цвело, ласкало..»
И вот такой пример звукописи в стихотворении М. Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Вспомним, чтобы правильно обозначить согласный звук буквой, необходимо знать некоторые правила.
Помни! Согласный парный – это признак правила, которое нужно будет исполнить.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.
Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
Чтобы подобрать проверочное слово надо:
- или изменить слово: глаз – глаза, островки – островок, дубки – дубок;
- или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком: сказка – сказочка, сказочный, холод – холодок, холодный.
В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.
Разбор заданий
Укажите наиболее полное правило проверки звонкой – глухой согласной в слове.
- Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая буква находилась перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком.
- Надо изменить форму слова.
- Надо подобрать однокоренное слово.
Правильный ответ
Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая буква находилась перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком.
Укажите проверочное слово к слову сладкий.
- Сладость
- Сладкая
- Сладкое
- Сладкие
- Ладный
Правильный ответ
Сладость.
Укажите слово, в котором пишется буква б.
- Улы…ка
- Укро….
- Кно…ка
- Кре…кий
5. Су…
Правильный ответ
Улыбка.
Повышенный уровень.
Прочитайте слова. Определите, какое из слов соответствует заданным параметрам.
В слове 4 звука, 4 буквы; первый и четвёртый являются парными согласными.
- Лист
- Флаг
- Гром
- Мост
Правильный ответ
Флаг.