Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок № 27. Логарифмические уравнения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) Понятие простейшего логарифмического уравнения
2) Основные способы решения логарифмический уравнений
3) Общие методы в решении логарифмических уравнений
Глоссарий по теме
Простейшее логарифмическое уравнение. Уравнение вида , где, a > 0, a ≠ 1.
Основные способы решения логарифмических уравнений
1. , где, a > 0, a ≠ 1, то , при условии, что
2. .
Общие методы для решения логарифмических уравнений
- Разложение на множители.
- Введение новой переменной.
- Графический метод.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. – М.: Просвещение, 2014.–384с.
Открытые электронные ресурсы:
http://fipi.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Уравнение вида , где, a > 0, a ≠ 1 называют простейшим логарифмическим уравнением.
Данное уравнение имеет единственное решение, которое мы можем получить графически или по определению логарифма: .
Способы решения логарифмических уравнений:
- Если , то (где, a > 0, a ≠ 1,
Пример 1.
.
Воспользуемся определением логарифма
;
.
Оба корня удовлетворяют неравенству
Ответ: – 8; 1.
- Если
Если ,
Пример 2.
.
;
;
;
;
Ответ: 1.
Пример 3.
.
В данном уравнении систему с ограничивающими условиями можно не составлять, сделав в конце проверку о существовании логарифмов для конкретных значений х.
Сумму логарифмов в левой части заменим логарифмом произведения:
.
Подставим каждый корень в исходное уравнение, получаем верные числовые равенства.
Ответ: 3; 4.
Встречаются уравнения, когда нельзя сразу использовать 1 или 2 правило. В этом случае сначала используют общие методы решения уравнений.
- Разложение на множители.
Пример 4.
Перенесем все в левую часть:
Можно увидеть общий множитель: .
Для этого приведем к основанию первый логарифм:
.
Вынесем за скобку общий множитель:
Имеем произведение равное нулю. (Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю)
, два простейших логарифмических уравнения.
;
Выполняем проверку. Оба числа являются корнями уравнения.
Ответ: 3; 5.
- Введение новой переменной.
Пример 5.
Замена: тогда
Обратная замена:
Оба числа являются корнями уравнения.
Ответ: ; 5.
- Графический способ решения.
Строим графики левой и правой частей уравнения, определяем абсциссы точек пересечения графиков.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Решите уравнение:
Решение.
Дважды используем определение логарифма:
Ответ: 6.
№2 Укажите промежуток, содержащий нули функции
.
Возможные варианты ответа:
Решение: Чтобы найти нули функции, приравниваем ее к нулю.
Приведем логарифмы к основанию 5: .
Две равные дроби с равными знаменателями, следовательно, равны и числители. Т. е. Слева и справа логарифмы по одинаковому основанию, значит .
Ответ: 4