Конспект урока
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 28
Тема: Без труда хлеб не родится никогда. Буква Х и звуки [Х] [Х*]
На уроке Вы:
- Узнаете, чем отличаются буквы и звуки.
- Научитесь различать звуки, которые обозначает буква Х.
- Сможете сами составлять звуковую схему слова.
Основные термины и понятия:
- Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
- Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса. Мы можем его петь.
- Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
- Согласный звук – это звук, который состоит из голоса и шума или только из шума. Его петь нельзя.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
Теоретический материал:
Я открыл свою тетрадь,
Буквы начал там писать,
Прочитал их в букваре,
Начертил их на песке…
А потом услышал я
Звуки букв из букваря!
Говорили громко их.
Я замолк и вмиг притих.
Значит буквы называем,
Пишем ручкой и читаем.
Ну а звуки слышим мы,
Говорим из тишины.
Буквы и звуки играют разную роль в русском языке. Хочешь узнать, какую?
Буква – это знак азбуки, алфавита. Букву всегда можно увидеть и потрогать. Мы читаем буквы так, как читаем их в алфавите. Мы можем увидеть алфавит в словарях – все слова стоят там в алфавитном порядка: от А до Я. Давай прочитаем стихотворение и вспомним, как читаются все буквы русского алфавита.
А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ – прикатили на еже.
Зэ, и, й-краткое, ка, эл, эм, эн, о – дружно вылезли в окно.
Пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха – осадили петуха.
Цэ, ча, ша, ща, э, ю, я – вот и все мои друзья!
Твёрдый знак, ы, мягкий знак – не запомнятся никак.
Давай вспомним, какие бывают звуки! Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки мы поём, они тягучие, потому что состоят только из голоса.
А согласные звуки мы говорим, их мы петь не можем, они более короткие, потому что голосу мешают губы, зубы и язык.
Мы уже знаем, как записывать буквы. Мы можем их печатать, а можем писать прописью. Это легко!
Но как же записать звуки, если их нельзя увидеть?
них учёные придумали специальную запись – транскрипцию. Транскрипция – это запись слова звуками. Слово пишется в квадратных скобках, и для его обозначения используют как буквы алфавита, так и специальные знаки. Они помогают передать то, что не могут сделать буквы. Например, если мы хотим записать слова кот и кит, то мы увидим следующее: [кот], [к’ит]. Почему во втором слове мы поставили апостроф после [к]? Дело в том, что этот апостроф помогает нам показать мягкость звука.
Слово можно записать не только транскрипцией, но и специальной схемой. В такой схеме гласные звуки обозначаются красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, а мягкие согласны – зелёным цветом. Смотри, как написаны слова: я, ты, кот, сто усик совет. Как ты думаешь, что обозначают палочки в словах усик и совет? Это знак разделения слова на слоги!
А теперь послушайте текст и попытайтесь угадать, о какой букве мы с вВами будем говорить сегодня.
Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. с. 42
А теперь послушайте текст и постарайтесь угадать, какую букву мы сегодня будем обсуждать в интерактивном элементе!
“Хлеб — всему голова”, — говорят у нас в народе.
Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба — не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого батона или калача.
Действительно, это буква Ха!
«Добрый день. Сегодня мы с Вами говорили о буквах и звуках. Сейчас я расскажу Вам о букве «Ха» и звуках, которые она обозначает.
Звук [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный [х’].
Пасту̀х
Ха
Хо
Ху
За обедом хлеб всему голова.
При нажатии на [х’] появляется следующая информация:
Звук [х’] – согласный, глухой непарный, мягкий парный [х].
Пастухѝ
Хи
Хе
Девочки хихикают: «хи-хи-хи».
А теперь, давай потренируемся!
Задание 1
Найди все слова, в которых 4 звука
Варианты ответа:
а) торт
б) конь
в) молоко
г) зонт
д) рожь
Задание 2
Выбери правильную запись слова звуками и поставь её в таблицу.
Слово | Транскрипция |
Миска | |
Мыс | |
Мёд | |
Мода | |
Метла |
[мо̀да], [м’ѝска], [м’итла̀], [мы̀с], [м’о̀д]
Задание 3
Соедини слово и количество звуков в нём:
Слово: Количество звуков:
Кошка 3
Клюв
Урок
Пальто 4
Дверь
Чай
Степь 5
Мел
Лошадь
Задание 4
Выбери из списка слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки, а затем найди эти слова.
Слова: собака, телевизор, кровать, корова, стол, лосины, молоток, молоковоз, плащ, дерево, паровоз, теплоход, халат, мальчик, голова
О | С | З | О | М | О | Л | О | Т | О | К | Т | У | Х | А |
В | О | С | К | Л | И | Ц | А | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Й |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й | Ф |
Г | А | А | И | С | Х | М | О | П | А | М | Ы | В | П | А |
О | Б | В | С | Д | А | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | А | В |
Л | О | Н | О | А | Л | Ы | А | Х | О | Р | В | И | Р | П |
О | Т | А | Б | Е | А | Е | С | О | Л | А | Я | В | О | Р |
В | Л | Я | А | П | Т | П | П | Д | Ц | Е | С | О | В | О |
А | И | У | К | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | О | Ы |
И | В | Т | А | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | З | Е |
Е | Ы | Р | В | М | О | Л | О | К | О | В | О | З | Н | Г |
К | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О | Ш |
Ы | В | О | П | Р | О | С | И | К | О | Р | О | В | А | О |
С | Т | О | Л | Т | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й | Ы |
Задание 5
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слово | Транскрипция |
Миска | [м’ѝска] |
Мыс | [мы̀с] |
Мёд | [м’о̀д] |
Мода | [мо̀да] |
Метла | [м’итла̀] |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Слово: Количество звуков:
Кошка 3
Клюв
Урок
Пальто 4
Дверь
Чай
Степь 5
Мел
Лошадь
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
собака, корова, стол, молоток, молоковоз, паровоз, теплоход, халат, голова
О | С | З | О | М | О | Л | О | Т | О | К | Т | У | Х | А |
В | О | С | К | Л | И | Ц | А | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Й |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й | Ф |
Г | А | А | И | С | Х | М | О | П | А | М | Ы | В | П | А |
О | Б | В | С | Д | А | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | А | В |
Л | О | Н | О | А | Л | Ы | А | Х | О | Р | В | И | Р | П |
О | Т | А | Б | Е | А | Е | С | О | Л | А | Я | В | О | Р |
В | Л | Я | А | П | Т | П | П | Д | Ц | Е | С | О | В | О |
А | И | У | К | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | О | Ы |
И | В | Т | А | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | З | Е |
Е | Ы | Р | В | М | О | Л | О | К | О | В | О | З | Н | Г |
К | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О | Ш |
Ы | В | О | П | Р | О | С | И | К | О | Р | О | В | А | О |
С | Т | О | Л | Т | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й | Ы |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Красиво и правильно списанный текст.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация ответов