Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 28. Деление
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как письменно делить трехзначные числа на однозначные?
— какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное?
Глоссарий по теме:
Алгоритм – упорядоченный набор однозначных выполнимых шагов.
Трехзначное число – число, которое состоит из сотен, десятков и единиц первого класса.
Первое неполное делимое – это первое число, которое делится на знаменатель.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2017. – с. 81
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 18, 22
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с. 46-47
4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с. 36-37
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Вы уже умеете делить числа в столбик. Рассмотрим теперь более сложный случай.
Фермер Василий собрал в своем саду 372 кг вишни. Он и его 3 сына поделили ягоды поровну между собой и отправились на рынок. Сколько килограммов вишни должен продать каждый член семьи?
Начинаем деление с сотен. Сотен 3, но 3 сотни нельзя разделить на 4 так, чтобы в частном получились сотни. Делим десятки. Три сотни и 7 десятков – это 37 десятков. Делим 37 десятков на 4. В частном будет 9. Умножаем 9 на 4, чтобы узнать сколько десятков разделили. Получается, что разделили 36 десятков. Вычитаем из тридцати семи 36, получается 1. Значит, осталось разделить еще 1 десяток.
Переходим к делению единиц. Записываем две единицы рядом с остатком от деления десятков. 1десяток и 2 единицы – это 12 единиц. Делим 12 на 4, в частном 3. Умножаем 3 на 4, получаем 12. Вычитаем 12 из двенадцати. Осталось 0. Читаем ответ: 93.
Итак, важно запомнить: деление трехзначных чисел в столбик происходит поразрядно и начинается с высшего разряда. При нахождении каждой цифры частного, надо вспомнить три операции: деление, умножение и вычитание.
Рассмотрим еще один случай деления.
Слив фермер собрал 621 кг. Поделил их между тремя сыновьями и отправил их на рынок. Сколько килограммов слив должен продать каждый сын?
Разделим 621 на 3. Начнем деление с сотен. Делим 6 сотен на 3, в частном будет 2 сотни. Умножаем 2 на 3, чтобы узнать, сколько сотен разделили. Получается, разделили 6 сотен. Вычитаем 6 из шести, получаем 0. Значит, все сотни разделили. Ноль не пишем. Приступаем к делению десятков. Записываем 2 десятка ниже. При делении числа 2 на 3 получается 0. Умножаем 0 на 3, чтобы узнать сколько десятков разделили. Получается, что разделили 0 десятков. Вычитаем из двух ноль. Получается 2. Нам по-прежнему осталось разделить 2 десятка. Переходим к делению единиц. Записываем единицу ниже рядом с остатком 2. Два десятка и одна единица – это 21 единица. 21 делим на 3. В частном получаем 7 единиц. Умножаем 7 на 3, чтобы узнать сколько разделили единиц. Вычитаем 21 из двадцати одного, чтобы узнать остаток от деления единиц. Остаток равен 0. Читаем ответ: двести семь.
Задания тренировочного модуля:
1. Найдите значения выражения, считая устно или письменно:
268 : 2
Варианты ответов:
- 134
- 143
- 434
Правильный вариант:
134
2. Вставьте пропущенные знаки (> < =)
356 : 2 ∙ 972 : 4
Варианты ответов:
356 : 2 < 972 : 4
356 : 2 > 972 : 4
356 : 2 = 972 : 4
Правильный вариант:
356 : 2 < 972 : 4