Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 29. Деление многозначного числа на однозначное
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как письменно делить многозначное число на однозначное?
— какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное?
Глоссарий по теме:
Алгоритм – последовательность действия (шагов).
Многозначными считают числа больше тысячи.
Многозначные числа – это числа класса тысяч и класса миллионов. Многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и понятие класса.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2017. – С.82.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – С.54-55.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – С. 46-47.
4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – С.36 -37.
5. Кочергина А.В. Учим математику с увлечением (Методическая библиотека). М.: 5 за знания, 2007. – с. 33.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Посмотрите на выражения. Что их объединяет? Это числовые выражения на действие деление, делитель – однозначное число. Как вы думаете, какое лишнее? Да, вы правы: второе выражение лишнее, потому что делимое – многозначное число. Мы еще не умеем решать такие выражения. Этому и предстоит нам научиться.
852 : 3, 7854 : 7, 768 : 8, 915 : 3
Давайте вспомним, как делить трехзначное число на однозначное. Разделим 852 на 3 столбиком. Начинаем деление с сотен – это первое неполное делимое: в частном будет три цифры. Делим 8 на 3, в частном будет 2 сотни. Умножаем 2 на 3, чтобы узнать сколько сотен разделили. Получается 6 сотен разделили. Вычитаем 6 из восьми, получаем 2. Столько сотен осталось. Сравниваем остаток 2 с делителем : 2 меньше трех, значит цифра в частном побрана верно. Сносим 5 десятков. Две сотни и пять десятков – это 25 десятков. Делим десятки на 3. В частном пишем цифру 8. Умножаем 8 на 3, получаем 24. Столько десятков разделили. Вычитаем 24 из двадцати пяти, остаток 1. Один меньше трех. Сносим единицы. Один десяток и две единицы – это 12 единиц. Делим на 3, берем по 4. Четыре умножаем на 3, получаем 12. Двенадцать вычитаем из двенадцати. Остаток 0. Деление завершили. Читаем результат: 284.
Рассмотрим деление числа пяти тысяч пятьсот сорока четырех на 6. Деление начинать надо с высшего разряда тысяч. Но 5000 нельзя разделить на 6, чтобы в частном были тысячи. Поэтому будем делить сотни.
55 сотен мы сможем разделить на 6 так, чтобы в частном получились сотни. В этом случае говорят 55 – это первое неполное делимое числа 5544. Посмотри, как можно его выделить. Теперь определим количество цифр в частном. Так как деление мы начали с сотен, в частном получим три цифры. Обозначим тремя точками места, где будем записывать цифры частного. Теперь находим первую цифру частного: для этого 55 делим на 6, получаем 9. Пишем 9 на месте сотен в частном. Умножаем 9 на 6, получаем 54. Столько сотен разделили. Записываем 54 под неполным делителем 55. Находим остаток, для этого вычитаем 54 из пятидесяти пяти. Получим 1. Столько сотен разделили. Теперь надо сравнить остаток с делителем: 1 меньше 6, значит цифра 9 в частном подобрана верно. Деление еще не закончено, так как можно образовать следующее неполное делимое из десятков. При делении сотен осталась 1 сотня, добавим еще 4 десятка. Всего 14 десятков. И повторяем все действия пункта по плану. Первые два пункта повторять не надо.
Делим 14 на 6, получаем 2. Столько десятков будет в частном. Умножим 2 на 6. Получаем 12. Столько десятков разделили. Вычитаем 12 из четырнадцати, получаем 2. Столько десятков осталось разделить. Сравниваем остаток с делителем: 2 меньше шести, значит цифра 2 в частном побрана верно.
Деление еще не закончено. Образуем следующее неполное делимое из единиц. При делении десятков осталось 2 десятка. Добавим 4 единицы, получаем 24 единицы. Делим 24 на 6, получаем 4 – столько единиц мы разделили. Запишем цифру 4 на месте единиц в частном. Умножаем 4на 6 , получаем 24. Столько единиц разделили. Вычитаем 24 из двадцати четырех. Осталось 0, он меньше делителя. Значит число единиц подобрано верно. Больше неполных делимых образовать нельзя. Значит деление завершено. Получили 924.
Задания тренировочного модуля:
1.Найдите значения выражения, считая устно или письменно:
6524 : 7
Варианты ответов:
1.842
2.934
3.932
Правильный вариант:
932
2. Выполните вычисления:
(17437 – 10297) : 7
Правильный вариант:
1020
3. Допишите предложения:
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно…
- Чтобы найти неизвестный делитель, нужно…
Правильные варианты:
1) произведение разделить на другой множитель
2) делимое разделить на частное