Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык
3 класс
№ 29
Раздел.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Тема. Обобщение знаний по разделу «Слово в языке и речи».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что мы можем рассказать о слове; определять лексическое значение слова, указывать, является синонимом, антонимом, омонимом, приводить примеры однокоренных слов, определять орфограммы в слове, выполнять звукобуквенный разбор слова.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Лексическое значение слова, орфограмма слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, сочетаемость слова, звукобуквенный разбор слова.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- какие словари помогут рассказать о слове;
- что такое звукобуквенный разбор слова;
Научимся:
- рассказывать о слове, используя различные словари;
- выполнять звукобуквенный разбор слова;
- определять синонимы, антонимы, омонимы;
- находить орфограммы в слове.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим книги. О чем рассказывают эти книги? Какую информацию могу дать?
Сегодня на уроке
Узнаем:
- какие словари помогут рассказать о слове;
- что такое звукобуквенный разбор слова;
Научимся:
- рассказывать о слове, используя различные словари;
- выполнять звукобуквенный разбор слова;
- определять синонимы, антонимы, омонимы;
- находить орфограммы в слове.
На иллюстрациях изображены словари. Они могут много рассказать о слове.
Например, орфографический – как правильно написать слово, толковый – что означает слово (смысл слова); этимологический — происхождение слова; синонимов – какие синонимы можно подобрать к искомому слову; антонимов – какие противоположные по значению слова можно подобрать к данному слову.
Попробуем рассказать все что можно о слове – снежинка.
Снежинка — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок.
В слове снежи̒нка ударение падает на второй слог. Значит безударным будет е в корне слова и а на конце слова.
Проверим первый безударный гласный.
Снежинка – снег.
Синоним к слову снежинка – кристаллик, пушинка.
Антоним к слову снежинка – капель.
Происходит от слова снег.
Выполним звуко-буквенный разбор слова снежинка.
Сначала определим план разбора.
- Произнесём слово. Определим, сколько в слове слогов.
- Определим ударный слог. Произнесём слово, выделяя ударный слог.
- Произнесём, выделяя голосом каждый звук в слове по порядку.
- Определим, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой; твёрдый или мягкий; парный или непарный. Назовём букву, которой обозначается каждый звук.
- Сделаем вывод о количестве звуков и букв в слове.
Приведем образец рассуждения.
- В слове снежинка три слога, так как 3 гласных. Звуки в слове можно обозначить так: [сн’эжынка].
- Называю звуки по порядку6
[с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; обозначается буквой «эс».
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эн».
[э] – гласный, безударный, обозначается буквой «е».
[ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «жэ».
[ы] – гласный, ударный, обозначается буквой «и».
[н] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный, обозначается буквой «эн».
[к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «ка».
[а] – гласный, безударный, обозначается буквой «а».
В слове снежинка 8 букв, 8 звуков.
Приведем пример письменного звуко – буквенного разбора слова.
Снежинка — [сн’эжынка]. 3 слога.
с — [с] – согл., гл., парн., тв., парн..
н — [н’] – согл., зв., непарн., мягк., парн..
е — [э] – гл., безуд..
ж — [ж] – согл., зв., парн., тв., непарн..
и — [ы] – гласн., уд..
н — [н] – согл., зв., непарн., тв., парн..
к — [к] – согл., гл., парн., тв., парн..
а — [а] – гласн., безуд..
8б., 8 зв.
Разбор заданий
Прочитайте. Укажите, о каком слове идёт речь
Кушанье из творога или с творожной начинкой.
- Таволга.
- Сырник.
- Юбилей.
Правильный ответ
Сырник.
Укажите синоним к слову работать.
- Двигаться.
- Поехать.
- Трудиться.
Правильный ответ
Трудиться.
Установите соответствия.
Имя существительное | Четыре |
Имя прилагательное | Четвёртый |
Имя числительное | Четвёрка |
Глагол | Учетверить |
Правильный ответ
Имя существительное | Четвёрка |
Имя прилагательное | Четвёртый |
Имя числительное | Четыре |
Глагол | Учетверить |
Повышенный
Укажите слово, которое представлено в переносном значении.
- Серые тучи
- Серый день
- Серое платье
- Серая машина.
Правильный ответ
Серый день