Урок 29. Письмо

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 29

Письмо

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Особенности написания писем.

Тезаурус

Письмо – сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.

Конверт – бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Адрес – пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Индекс – цифровое условное обозначение населённого пункта.

Почтальон – человек, разносящий письма, газеты, журналы.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – с.101 – 103.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку.

Из-за тридевять земель

Мчит бумажный Журавель.

Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

Отгадка – письмо.

Что такое письмо?

Письмо:

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями

3. Общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

4. Обобщённое название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение вживую или невозможно, или затруднительно.

Запомните следующие определения:

Письмо – сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.

Конверт – бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Адрес – пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Индекс – цифровое условное обозначение населённого пункта.

Почтальон – человек, разносящий письма, газеты, журналы.

Познакомьтесь с планом письма.

План письма.

1. Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2. Основная часть: изложение информации.

3. Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4. Подпись. Дата написания письма.

5. P. S. (та информация, которую забыли написать в письме)

Рассмотрим примеры писем. Первое – благодарственное письмо учительнице. Для написания письма используются такие опорные слова:

– Дорогая (имя)

– Сердечно благодарю

–Уважаемая

– Желаю

– С уважением

Второе письмо – личное письмо другу. Опорные слова:

– Дорогой друг (имя)

–Хочу рассказать тебе о

–Я очень скучаю без тебя

–Напиши мне о

– С нетерпением жду ответа

Обратите внимание на то, что для написания писем разного характера используются разные опорные слова и различная лексика.

Запомните, что письмо начинается с обращения, а заканчивается подписью и датой.

Рассмотрим пример письма.

Здравствуй, бабушка!

У нас всё нормально. Родители купили мне три золотые рыбки. В выходные мы ездили в лес за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и несколько груздей.

До свидания.

Лена.

Важно не только правильно написать письмо, важно правильно заполнить конверт.

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

– В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населённый пункт, указав при этом его индекс.

В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населённого пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдёт до адресата.

Посмотрите на заполненный конверт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите неправильное обращение в письме к учительнице.

Варианты ответа:

А) привет;

Б) добрый день;

В) уважаемая;

Г) дорогая.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, как нужно обращаться к учительнице в письме. Обращения Б), В) и Г) являются приемлемыми при написании письма учительнице, обращение А) более подходит для обращения к другу.

Правильный ответ:

А) привет

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Подчеркните опорные слова для написания письма другу.

Дорогой, я очень скучаю без тебя, сердечно благодарю, напиши мне, уважаемый, желаю, с уважением, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить, какие опорные слова можно использовать при написании письма другу. Слова «дорогой, сердечно благодарю, уважаемый, желаю, с уважением» больше подходят для написания письма взрослому, а для друга приемлемыми являются слова «я очень скучаю без тебя, напиши мне, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа».

Правильный ответ:

Дорогой, я очень скучаю без тебя, сердечно благодарю, напиши мне, уважаемый, желаю, с уважением, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа.