Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как составить задачи и уравнения по схеме?
— Какие части задачи называются «данное», «искомое»?
Глоссарий по теме:
Задача – это упражнение, выполнение которого требует применения логических приёмов.
Обратная задача – это задача, составляемая по условию другой задачи, т.е. искомое и данное поменялись местами.
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
Выражение – это запись из букв и цифр, соединённых знаками арифметических действий, скобками.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.92, 93.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.78, 79.
- Математика: тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. С.И.Волкова – М.: Просвещение: 2017. – с.38, 39.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сравним два текста.
У Коли в кармане 4 болтика, а у Саши – 2 болтика. Сколько всего болтиков в карманах у мальчиков?
Белка запасла на зиму 14 еловых шишек, а сосновых на 4 больше.
Один из текстов не является задачей. Это второй текст, т.к. в нём нет вопроса.
Дополним второй текст так, чтобы получилась задача. Добавим вопрос:
Сколько сосновых шишек запасла белка на зиму?
Получилась простая задача, которая решается одним действием:
14 + 4 = 18 шишек
Поставим такой вопрос, чтобы задача стала составной, т.е. решалась бы двумя действиями:
Сколько еловых и сосновых шишек всего заготовила белка?
Решим эту задачу: сначала узнаем, сколько сосновых шишек заготовила белка, а потом – сколько всего шишек заготовила белка.
1) 14 + 4 = 18 (ш.) сосновых
2) 14 + 18 = 32 (ш.) всего
Ответ: 32 шишки всего.
Назовём все части задачи:
Прочитайте текст: «Золушка сшила сёстрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья бусинами, а остальные кружевами. Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?»
В этом тексте есть условие и вопрос.
УСЛОВИЕ: Золушка сшила сёстрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья бусинами, а остальные кружевами.
ВОПРОС: Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?
Но можно ли решить такую задачу? Конечно, нет. В условии говорится о платьях, которые шила Золушка, а в вопросе – о помощи Кота в сапогах. Условие и вопрос не связаны друг с другом. Значит, у задачи должен быть ещё один признак: в задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу.
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
Прочитайте задачу: «Катя и Миша собрали в лесу 16 грибов. Катя нашла 9 грибов. Сколько грибов нашёл Миша?
В этом тексте есть условие и вопрос. Вопрос и условие соответствуют друг другу.
УСЛОВИЕ: Катя и Миша собрали в лесу 16 грибов. Катя нашла 9 грибов.
ВОПРОС: Сколько грибов нашёл Миша?
Решим эту задачу:
РЕШЕНИЕ: 16 – 9 = 7 (г.) ОТВЕТ: 7 грибов нашёл Миша.
Назовём числа, о которых говорится в задаче: 16 – это число грибов, которые нашли Катя и Миша, 9 – это число грибов, которые нашла Катя. Эти два числа были даны в условии задачи. Поэтому их называют ДАННЫЕ.
В задаче прячется ещё одно число. Это то число, которое надо найти – число грибов, которые нашёл Коля. Это число 7. Его называют ИСКОМОЕ.
Вывод: Приступая к решению задачи, нужно выделить условие, вопрос, данные, искомое. Необходимо установить взаимосвязь между условием и вопросом задачи. По тексту задачи можно составить схему, рисунок, таблицу. Проверить решение задачи можно обратным действием, составлением обратной задачи, решением задачи другим способом.
Тренировочные задания.
1.Соотнесите условие задачи с вопросом.
Правильные ответы:
2. Соедините текст задачи со схемой.
Правильные ответы: