Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как составить задачи и уравнения по схеме?

— Какие части задачи называются «данное», «искомое»?

Глоссарий по теме:

Задача – это упражнение, выполнение которого требует применения логических приёмов.

Обратная задача – это задача, составляемая по условию другой задачи, т.е. искомое и данное поменялись местами.

Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Выражение – это запись из букв и цифр, соединённых знаками арифметических действий, скобками.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.92, 93.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.78, 79.
  3. Математика: тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. С.И.Волкова – М.: Просвещение: 2017. – с.38, 39.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравним два текста.

У Коли в кармане 4 болтика, а у Саши – 2 болтика. Сколько всего болтиков в карманах у мальчиков?

Белка запасла на зиму 14 еловых шишек, а сосновых на 4 больше.

Один из текстов не является задачей. Это второй текст, т.к. в нём нет вопроса.

Дополним второй текст так, чтобы получилась задача. Добавим вопрос:

Сколько сосновых шишек запасла белка на зиму?

Получилась простая задача, которая решается одним действием:

14 + 4 = 18 шишек

Поставим такой вопрос, чтобы задача стала составной, т.е. решалась бы двумя действиями:

Сколько еловых и сосновых шишек всего заготовила белка?

Решим эту задачу: сначала узнаем, сколько сосновых шишек заготовила белка, а потом – сколько всего шишек заготовила белка.

1) 14 + 4 = 18 (ш.) сосновых

2) 14 + 18 = 32 (ш.) всего

Ответ: 32 шишки всего.

Назовём все части задачи:Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Прочитайте текст: «Золушка сшила сёстрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья бусинами, а остальные кружевами. Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?»

В этом тексте есть условие и вопрос.

УСЛОВИЕ: Золушка сшила сёстрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья бусинами, а остальные кружевами.

ВОПРОС: Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?

Но можно ли решить такую задачу? Конечно, нет. В условии говорится о платьях, которые шила Золушка, а в вопросе – о помощи Кота в сапогах. Условие и вопрос не связаны друг с другом. Значит, у задачи должен быть ещё один признак: в задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу.

УСЛОВИЕ

ВОПРОС

Прочитайте задачу: «Катя и Миша собрали в лесу 16 грибов. Катя нашла 9 грибов. Сколько грибов нашёл Миша?

В этом тексте есть условие и вопрос. Вопрос и условие соответствуют друг другу.

УСЛОВИЕ: Катя и Миша собрали в лесу 16 грибов. Катя нашла 9 грибов.

ВОПРОС: Сколько грибов нашёл Миша?

Решим эту задачу:

РЕШЕНИЕ: 16 – 9 = 7 (г.) ОТВЕТ: 7 грибов нашёл Миша.

Назовём числа, о которых говорится в задаче: 16 – это число грибов, которые нашли Катя и Миша, 9 – это число грибов, которые нашла Катя. Эти два числа были даны в условии задачи. Поэтому их называют ДАННЫЕ.

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

В задаче прячется ещё одно число. Это то число, которое надо найти – число грибов, которые нашёл Коля. Это число 7. Его называют ИСКОМОЕ.

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Вывод: Приступая к решению задачи, нужно выделить условие, вопрос, данные, искомое. Необходимо установить взаимосвязь между условием и вопросом задачи. По тексту задачи можно составить схему, рисунок, таблицу. Проверить решение задачи можно обратным действием, составлением обратной задачи, решением задачи другим способом.

Тренировочные задания.

1.Соотнесите условие задачи с вопросом.
Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Правильные ответы:

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

2. Соедините текст задачи со схемой.

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Правильные ответы:

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Урок 29. Повторение и обобщение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»