Урок 29. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII –XIV вв.

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 29. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV вв.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Познакомятся с расцветом средневековой русской культуры период восстановления централизованного государства и складывания московской художественной традиции.
  2. Получат представления о межкультурных связях и взаимодействиях русской культуры с европейскими традициями, на примере творчества византийских мастеров иконописи (Феофан Грек) и итальянских зодчих.
  3. Узнают о восстановлении и развитии литературного и летописного жанров, о восстановлении каменного строительства и появлении русского высокого иконостаса.

Тезаурус

Темпера – краски, которые разбавляются водой и приготавливаются на основе сухих порошковых пигментов.

Жанр – группа произведений, которые объединяют одинаковые свойства и особенности содержания.

Былина – народная эпическая песня о героических событиях, людях или примечательных эпизодах национальной истории.

Деисус (деисис) – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Вседержителя), а справа и слева от него соответственно Богоматери Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвы.

Буквица – крупная, отличающаяся от остальных букв в строке, первая буква главы, раздела или целой книги.

Полуустав – форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века, этот почерк более мелкий и округлый, буквы его больше похожи на прописные, а не печатные.

Канон –традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность норм и правил в какой-либо области, в том числе в культуре.

Усыпальница – особое место захоронения знатных и княжеских (царских) семей, обычно храмы или специальные постройки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., –М.: Советская Россия 1986.
  4. Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времён до XVII века». Раздел Сокровища музеев России.
  5. Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  6. Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн — энциклопедия «Кругосвет».
  7. Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  8. Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времён до наших дней.
  9. Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  10. Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  11. Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  12. Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времён до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке речь пойдёт об особенностях развития русской культуры второй половины XIII – XIV вв. Литература и искусство отражают события, происходящие в обществе в какой — либо исторический период. Даже в тяжёлые годы войн, нашествий, политической зависимости от других стран создавались настоящие шедевры. В Русской культуре середины XIII – XIV вв. мы встречаем лучшие образцы Новгородского зодчества, фрески Феофана Грека, наблюдаем обновление литературного стиля. В условиях разорения зреет творческий потенциал, в рамках местных культурных традиций готовится почва для культурного взлёта последующего периода.

В памятниках русской культуры середины XIII – XIV вв. мы находим отражение событий, происходивших в истории нашего государства. Монгольское нашествие 1237 – 1240 г нанесло огромный урон культуре. Только с середины XIV в. начинается оживление культуры. В XIV в. появляются два новых жанра литературы: исторические песни и воинские повести. В XIV в. возрождается каменное строительство и в Москве начинает создаваться ансамбль Московского Кремля. На Руси складываются две традиции каменного зодчества и иконописи: московская и новгородская. Крупнейший русский живописец XIV в. византийского происхождения Феофан Грек начал свою деятельность на Руси в Новгороде, а продолжил творчество в Москве. Создал свои первые иконописные произведения в Московском княжестве и другой прославленный мастер – Андрей Рублёв. Он участвовал в росписи кремлёвского Благовещенского собора, однако расцвет его таланта пришёлся на XV в.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие из перечисленных храмов находятся в Москве, а какие – в Новгороде?

Варианты ответов:

1. Церковь Фёдора Стратилата.

2. Церковь Иоанна Лествичника.

3. Церковь Спаса-на-Бору.

4. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

5. Успенский собор.

Правильный ответ:

Москва

Новгород

2. Церковь Иоанна Лествичника.

3. Церковь Спаса-на-Бору.

5. Успенский собор.

1. Церковь Фёдора Стратилата.

4. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

_________ как самобытное культурное явление появились на Руси в конце XIV века. Он стал частью внутреннего убранства русского __________. ________, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую ________ от остальной части церкви. В нижнем ряду помещается ________ святого или праздника, в честь которого возведён данный ________. Далее следует ряд ________, в центре которого изображается ________, а по бокам в молитвенных позах – Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители.

Правильный ответ:

Иконостас как самобытное культурное явление появились на Руси в конце XIV века. Он стал частью внутреннего убранства русского храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. В нижнем ряду помещается икона святого или праздника, в честь которого возведён данный храм. Далее следует ряд икон, в центре которого изображается Христос, а по бокам в молитвенных позах – Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители.