Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 30. Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?
— как решаются задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?
Глоссарий по теме:
Увеличить число в несколько раз – значит умножить данное число на столько, во сколько раз его требуется увеличить.
Уменьшить число в несколько раз – значит разделить данное число на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2017. – с. 84.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 34-36.
3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с. 38-39.
4. Кочергина А. В. Учим математику с увлечением (Методическая библиотека). М.: 5 за знания, 2007. – с. 129.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Решите задачу:
В 4 «а» классе 25 учеников, это на 1 ученика больше, чем в
4 «б» классе. Сколько учеников в 4 «б» классе?
Вспомнили, к какому типу относится эта задача? Верно: уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. Давайте составим задачу с этими данными в прямой форме.
В 4 «а» классе 25 учеников, а в 4 «б» классе на 1 ученика меньше. Сколько учеников в 4 «б» классе?
Сегодня мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме.
Перед вами условие задачи:
Масса тыквы 8кг. Кабачок в 2 раза легче тыквы. Какова масса кабачка?
По условию задачи кабачок меньше тыквы в 2 раза.
Посмотрите, какой схематический рисунок можно сделать к задаче:
на нем кружком обозначена масса тыквы, овалом – масса кабачка Стрелочкой показано, как связаны масса тыквы и масса кабачка. Такие задачи вы уже умеете решать.
8 кг в 2 раза меньше ?
Поэтому для ответа на вопрос задачи надо массу тыквы разделить на два.
8 : 2 = 4 (кг)
Но если кабачок меньше тыквы, о тыкве можно сказать: она тяжелее кабачка и ее масса в два раза больше, чем масса кабачка. Поэтому условие нашей задачи можно сформулировать по-другому:
Тыква, масса которой 8 кг, в 2 раза тяжелее кабачка. Какова масса кабачка?
Посмотрите, что изменилось на схематическом рисунке к этой задаче. На этом рисунке стрелка направлена в противоположную сторону. Теперь она показывает, как связана масса тыквы с массой кабачка.
8 кг в 2 раза тяжелее ?
Обратите внимание, что решение задачи не изменилось, хотя в условии вместо слова легче используется слово тяжелее.
8 : 2 = 4 (кг)
Поэтому в решении задач, в которых речь идет об увеличении или уменьшении величин в несколько раз, сначала сравни неизвестную величину с той, которая дана в задаче. Это поможет вам правильно определить каким действием (делением или умножением) решается задача. В нашей задаче масса кабачка меньше, поэтому задача решается делением.
Давайте решим еще одну задачу:
Маша прочитала 12 страниц, это в 3 раза меньше, чем прочитал Юра. Сколько страниц прочитал Юра?
К этой задаче можно сделать такой схематический рисунок. На нем количество страниц, прочитанных Машей, обозначено квадратом, а количество страниц, прочитанных Юрой – прямоугольником. Для решения задачи нам важно понять, Юра прочитал больше Маши или меньше. Если Маша прочитала в 3 раза меньше, чем Юра, значит Юра прочитал больше в 3 раза. Поэтому задача решается действием умножения: 12 умножить на 3 получаем 36.
12 в 3 раза меньше ?
в 3 раза больше
12 ∙ 3 = 36 (стр.)
Ответ: 36 страниц
Задания тренировочного модуля:
- Решите задачу, выберите верный ответ:
В первом аквариуме 9 рыбок, это на 3 рыбки больше, чем во втором аквариуме. Сколько рыбок во втором аквариуме?
Варианты ответа:
1. 27;
2. 3;
4. 12;
5. 6.
Правильный вариант:
6
2. Подберите к задаче верное решение:
Белка принесла в дупло утром 24 ореха, что в 4 раза больше, чем вечером. Сколько орехов принесла белка вечером?
24 ∙ 4 24 : 4
Правильный вариант:
24 : 4 = 6
3. Сравните неизвестную величину с данной в задаче. Выберите действие, которым решается задача, и укажите правильный ответ.
У фермера 8 коров. Это в 16 раз меньше, чем овец. Сколько овец у фермера?
У фермера ○ овец больше, чем коров
У фермера ○ овец меньше, чем коров
Задача решается:
○ умножением ○ делением ○ сложением ○ вычитанием
Ответ:
○ 2 овцы ○ 128 овец ○ 24 овцы ○ 8 овец