Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 30. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как выполнять письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток.
Глоссарий по теме:
Сумма разрядных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы его разрядов (десятков и единиц).
Алгоритм — последовательность действия (шагов)
Сложение – это объединение объектов в одно целое. Результатом сложения чисел является число, называемое суммой чисел (слагаемых).
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.4.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.3.
- Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.16.
- Математика. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2017. – с.40, 41.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Найдём значение выражения 25 + 43 разными способами:
- пользуясь графическими моделями:
+
=
воспользуемся общим правилом сложения двузначных чисел. Заменим число суммой разрядных слагаемых, к десяткам прибавим десятки, к единицам – единицы:
45 + 23 = (40 + 5) + (20 + 3) = (40 + 20) + (5 + 3) = 60 + 8 = 68
- воспользуемся счётными палочками:
+
=
Как бы мы ни складывали, результат получился одинаковый – 68. Но все эти вычисления большие, громоздкие. При сложении двузначных чисел удобнее записывать решение примеров столбиком. Тогда легче вычислять сумму. Обратите внимание, что числа записаны друг под другом, клетки не пропускаем.
Найдём сумму чисел 36 и 23. Числа записывают одно под другим так, чтобы десятки были записаны под десятками, а единицы под единицами.
Слева между числами ставится знак «плюс». Под числами проводится черта, ниже которой будет записываться сумма.
Запомните, письменное сложение начинается с единиц.
Складываем 6 единиц и 3 единицы. Получим 9 единиц. Пишем 9 под единицами.
Теперь складываем десятки. 3 десятка и 2 десятка, равно 5 десяткам. Пишем 5 под десятками. Теперь можно прочитать, чему равна сумма. Сумма равна пятидесяти девяти.
Выполнять письменное сложение вам поможет памятка.
Вывод: При письменном сложении двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд будем опираться на разрядный состав чисел. Записываются числа в столбик, не пропуская клеток, десятки под десятками, единицы под единицами. Десятки будем складывать с десятками, а единицы с единицами. Результат записывается под числами, под чертой, без пропусков клеток.
Тренировочные задания.
1. Выберите примеры, решенные верно.
Правильные ответы: № 2, № 3
2. Вычислите и в каждое окошко поместите карточку с ответом.