Урок 30. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 30

Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Порядок синтаксического анализа.
  2. Порядок пунктуационного анализа.

Тезаурус

Простое предложение – предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.

Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.

Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с разным выражением чувств: восторга, гнева, сожаления, радости.

Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чём-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104

Дополнительная литература:

Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.186.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристрика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.

Существует план синтаксического анализа предложения.

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.

4. Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.

5. Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.

6. Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.

При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).

Рассмотрим на примерах, как производится синтаксический разбор.

Иногда море выбрасывало чудесные большие раковины.

Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставтися точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.

Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.

Урок 30. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

При выполнении письменного разбора вы должны составить схему: или полную, или краткую. Это позволяет наглядно увидеть правильность постановки знаков препинания. Также при выполнении письменного разбора допускается сокращение слов. Важно не забывать о правилах сокращения слов и постановке знаков препинания.

Рассмотрим пример разбора осложнённого предложения.

Волны несли к берегу и выбрасывали на песок длинные водоросли, крабов и красивые маленькие ракушки.

Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – волны несли и выбрасывали. Подлежащее волны выражено именем существительным; сказуемые несли и выбрасывали выражены глаголами. Здесь два однородных сказуемых, соединённых одиночным союзом И, следовательно, между ними запятая не ставится. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Несли куда? К берегу. Это обстоятельство, выраженное существительным. Выбрасывали куда? На песок. Это обстоятельство, выраженное именем существительным. Выбрасывали что? Водоросли, крабов и ракушки. Это однородные дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Первые два дополнения связаны интонацией, поэтому между ними стоит разделительный знак – запятая, третье присоединяется одиночным союзом и, следовательно, запятую ставить не надо. Задаём вопросы дальше. Водоросли какие? Длинные. Это определение, выраженное прилагательным. Ракушки какие? Красивые маленькие. Это определения, выраженные прилагательными. Так как они обозначают разные признаки, то не являются однородными. Запятую между ними не ставим.

В предложении два ряда однородных членов, однородные сказуемые и однородные дополнения, следовательно, оно осложнённое.

Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.

Урок 30. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

Когда вы отработаете анализ предложения, при выполнении письменного анализа необязательно ставить стрелочки от одного члена предложения к другому. Если есть однородные члены предложения или обращение, то их обязательно надо указать при составлении схемы предложения. Также в схеме обязательно показывать стрелочками, от какого главного члена зависят однородные члены предложения.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Разбор предложения с обращением.

Урок 30. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

Предложения с обращением чаще всего побудительные по цели высказывания. Также они зачастую восклицательные по интонации и односоставные по строению грамматической основы.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Определите, чем осложнено предложение?

О Русь, Русь, куда же ты мчишься? (Н. Гоголь)

1) однородными членами;

2) обращением.

Разбор задания: Вспоминаем, что такое обращение и какие члены предложения называются однородными. Однородные члены предложенияэто такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи и соединяются друг с другом сочинительной связью. Обращениеэто слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение.

Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом верную характеристику предложения.

Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.

1) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое;

2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;

Разбор задания: Внимательно читаем характеристику предложения и анализируем самостоятельно: по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по составу грамматической основы – двусоставное, есть второстепенные члены – распространённое, в предложении три сказуемых – осложнённое. Первый вариант неверный.

Ответ: 2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;