Урок 31. Деление многозначного числа на однозначное число с записью в частном нулей

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 31. Деление многозначного числа на однозначное с записью в частном нулей

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

как письменно делить многозначное число на однозначное число с записью в частном нулей?

какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули?

Глоссарий по теме:

Алгоритм – последовательность действия (шагов).

Многозначными считают числа больше тысячи.

Многозначные числа – это числа класса тысяч и класса миллионов. Многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и понятие класса.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2017. – с.85

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.51,59

3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.46-47

4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.36

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.

Алгоритм деления

1. Выделяем первое неполное делимое.

2. Определяем, сколько цифр будет в частном.

3. Делим неполное делимое на делитель.

4. Умножаем делитель на полученное число.

5. Находим остаток от деления вычитанием.

6. Сравниваем остаток с делителем.

7. Есть следующее неполное делимое?

Рассмотрим деление

1560 на 6. Выделяем первое неполное делимое числа 1560. Одну тысячу нельзя разделить на 6 так, чтобы в частном были тысячи. Поэтому будем делить сотни. 15 сотен мы уже сможем разделить так, чтобы в частном были сотни. Значит 15 -это первое неполное делимое числа одна 1560. Теперь определим количество цифр в частном. Так как деление мы начинаем с сотен, значит, в частном будет три цифры. Находим первую цифру частного: для этого 15 делим на 6. Получается 2, пишем цифру 2 на месте сотен в частном. Умножим 6 на 2, получим 12. Столько сотен разделили. Записываем число 12 под неполным делимым 15. Находим остаток от деления: для этого вычитаем 12 из пятнадцати. Получится 3 – столько сотен осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем: 3 меньше 6 – значит, цифру частного подобрали верно. Деление еще не закончено. Образуем следующее неполное делимое из десятков. При делении сотен осталось три сотни, добавим шесть десятков – получаем второе неполное делимое 36 десятков. Делим 36 на 6, получим 6. Столько десятков будет в частном. Умножим 6 на 6, получим 36 – столько десятков разделили. Вычтем 36 из тридцати шести, получим 0. Значит, разделили все десятки. Но деление еще не закончилось, так как мы не делили единицы. У нас должно быть еще одно неполное делимое. Поэтому чтобы следующее неполное делимое не началось с нуля, не будем записывать ноль как разность чисел тридцати шести и тридцати шести. Остаток 0 меньше 6, значит, цифра частного подобрана верно. Образуем следующее неполное делимое: это 0 единиц. Делим 0 на 6, получим 0. Записываем число 0 на месте единиц в частном. Умножаем 0 на 6, получаем 0. Вычтем 0 из 0, получим 0. Остаток меньше делителя, значит, число единиц в частном подобрано верно. Мы разделили единицы, больше неполных делимых образовать нельзя, значит, деление числа 1560 на 6 завершено. Получили в частном число 260.

Урок 31. Деление многозначного числа на однозначное число с записью в частном нулей

А теперь рассмотрите более краткую запись этого же примера.

Урок 31. Деление многозначного числа на однозначное число с записью в частном нулей

Задания тренировочного модуля:

1. Объясните, какой из учеников прав? При делении числа 32056 на 8 первый ученик получил в частном 407, второй – 4007, а третий – 47.

Правильный ответ: 4007

2. Найдите значение числового выражения.

5 ∙ 23417 – 10305 : 5

Варианты ответов:

1.11524

2.115240

3.115024

Правильный вариант:

115 024