Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 31. Деление многозначного числа на однозначное с записью в частном нулей
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как письменно делить многозначное число на однозначное число с записью в частном нулей?
— какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули?
Глоссарий по теме:
Алгоритм – последовательность действия (шагов).
Многозначными считают числа больше тысячи.
Многозначные числа – это числа класса тысяч и класса миллионов. Многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и понятие класса.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2017. – с.85
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.51,59
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.46-47
4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.36
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.
Алгоритм деления
1. Выделяем первое неполное делимое.
2. Определяем, сколько цифр будет в частном.
3. Делим неполное делимое на делитель.
4. Умножаем делитель на полученное число.
5. Находим остаток от деления вычитанием.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Есть следующее неполное делимое?
Рассмотрим деление
1560 на 6. Выделяем первое неполное делимое числа 1560. Одну тысячу нельзя разделить на 6 так, чтобы в частном были тысячи. Поэтому будем делить сотни. 15 сотен мы уже сможем разделить так, чтобы в частном были сотни. Значит 15 -это первое неполное делимое числа одна 1560. Теперь определим количество цифр в частном. Так как деление мы начинаем с сотен, значит, в частном будет три цифры. Находим первую цифру частного: для этого 15 делим на 6. Получается 2, пишем цифру 2 на месте сотен в частном. Умножим 6 на 2, получим 12. Столько сотен разделили. Записываем число 12 под неполным делимым 15. Находим остаток от деления: для этого вычитаем 12 из пятнадцати. Получится 3 – столько сотен осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем: 3 меньше 6 – значит, цифру частного подобрали верно. Деление еще не закончено. Образуем следующее неполное делимое из десятков. При делении сотен осталось три сотни, добавим шесть десятков – получаем второе неполное делимое 36 десятков. Делим 36 на 6, получим 6. Столько десятков будет в частном. Умножим 6 на 6, получим 36 – столько десятков разделили. Вычтем 36 из тридцати шести, получим 0. Значит, разделили все десятки. Но деление еще не закончилось, так как мы не делили единицы. У нас должно быть еще одно неполное делимое. Поэтому чтобы следующее неполное делимое не началось с нуля, не будем записывать ноль как разность чисел тридцати шести и тридцати шести. Остаток 0 меньше 6, значит, цифра частного подобрана верно. Образуем следующее неполное делимое: это 0 единиц. Делим 0 на 6, получим 0. Записываем число 0 на месте единиц в частном. Умножаем 0 на 6, получаем 0. Вычтем 0 из 0, получим 0. Остаток меньше делителя, значит, число единиц в частном подобрано верно. Мы разделили единицы, больше неполных делимых образовать нельзя, значит, деление числа 1560 на 6 завершено. Получили в частном число 260.
А теперь рассмотрите более краткую запись этого же примера.
Задания тренировочного модуля:
1. Объясните, какой из учеников прав? При делении числа 32056 на 8 первый ученик получил в частном 407, второй – 4007, а третий – 47.
Правильный ответ: 4007
2. Найдите значение числового выражения.
5 ∙ 23417 – 10305 : 5
Варианты ответов:
1.11524
2.115240
3.115024
Правильный вариант:
115 024