Конспект урока
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 32. Буква Щ и звук [Щ*].
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На этом уроке мы научимся слышать согласный звук [Щ*] и обозначать его буквой Щ.
Глоссарий
Звуки – то, что мы слышим и произносим.
Буквы – то, что мы читаем и пишем.
Согласные звуки – звуки, которые состоят из шума и голоса или только из шума.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса.
Глухие согласные состоят только из шума.
Литература.
Обязательная литература
• Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С. 62-70
Дополнительная литература
• Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С. 54-55
• Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С. 15
• Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С. 50-51
• Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С. 19
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Буква Щ похожа на одну букву, которую Вы уже знаете – букву Ц.
Прочитайте стихотворение А. Шибаева про эти буквы:
Вот какие «Щ» и «Ц»:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка
Как кошачья лапка.
А похожи ли звуки [щ*] и [ц]?
Давайте сравним.
Щ (также как и Ц) – согласный.
И также, как и Ц – глухой.
Но!
Ц может быть только твёрдым, а Щ, наоборот, только мягким.
Вот, послушайте:
ЩА ЩЕ ЩИ ЩУ
ЩУКА РОЩА
ПИЩАТЬ
Щ звучит всегда мягко.
Итак, буква Щ обозначает звук [щ*] – согласный, глухой, мягкий.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Выберите правильное описание звука [щ*].
1. согласный, звонкий, мягкий;
2. согласный, глухой, мягкий;
3. согласный, звонкий, твёрдый;
4. гласный.
[Щ]– глухой согласный – так как состоит только из шума.
[Щ] – всегда звучит мягко, даже если перед ним стоят А, О или У.
Правильный ответ: 2. согласный, глухой, мягкий.
2. Выберите Ш или Щ.
Че__уя у ___учки, ____етинка у чу__ки.
Здесь речь идёт о щуке (щучке) и о свинье (чушке).
Правильный ответ:
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Прочтите это предложение сначала медленно, а потом чуть быстрее.