Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 32. Задачи на пропорциональное деление. Закрепление изученного материала
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как решать задачи на пропорциональное деление?
— как схематически изображать задачи?
Глоссарий по теме:
Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий
Арифметический способ решения задач – нахождение ответа на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами
План решения задачи – целенаправленные пробы различных сочетаний из данных и искомых, выбор наиболее приемлемого метода решения
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2015. – с.86
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.3
3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.6-7
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Задачи на пропорциональное деление получили свое название по способу их решения. Чтобы дать ответ на вопрос задачи необходимо составить некоторую пропорцию и рассчитать, как соотносятся между собой искомые величины.
Рассмотрим решение задачи на пропорциональное деление на примере:
Задача: Двое рабочих заработали 9000 рублей. Один работал 2 недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый?
Решение: Исходя из условия задачи, можно найти, как оплачивается одна неделя такой работы:
9000 : (8 + 2) = 900 рублей за неделю.
Теперь можно рассчитать, сколько заработал каждый рабочий пропорционально времени потраченному каждым из них на работу:
900 · 2 = 1800 рублей — один рабочий;
900 · 8 = 7200 рублей — другой рабочий.
Ответ: 1800 и 7200 рублей
Прочитайте задачу.
Два куска одинаковой ткани стоят 360 рублей. В одном из них 5м, а в другом – 4м. Сколько стоит каждый кусок ткани?
Повторите алгоритм решения задачи.
— Определить, что известно.
— Что нужно найти.
— Выполнить краткую запись.
— Записать решение.
Выполните краткую запись в виде таблицы:
Узнаем, сколько всего купили ткани.
5 + 4 = 9 (м)
Найдем цену ткани.
360 : 9 = 40 (р.)
Посчитаем, сколько стоит первый кусок ткани.
40 ∙ 5 = 200 (р.)
Посчитаем, сколько стоит второй кусок ткани.
40 ∙ 4 = 160 (р.)
Ответ: за первый кусок ткани заплатили 200 рублей, за второй – 160 рублей.
Проверьте правильность решения: сложите стоимость двух кусков ткани.
200 + 160 = 360 (р.)
Задания тренировочного модуля:
- Прочитай задачу:
В одном мешке было 56 кг муки, а в другом – 24 кг. Эту муку расфасовали в 40 пакетов поровну. Сколько потребовалось пакетов для расфасовки муки из каждого мешка?
Расставь порядок действий и запиши пояснения.
1. 80 : 40 = 2 (кг)
2. 56 + 24 = 80 (кг)
3. 24 : 2 = 12 (п.)
4. 56 : 2 = 28 (п.)
Правильный вариант:
2. В одном пакете
1. Всего было муки
4. Для муки из второго мешка
3. Для муки из первого мешка
2. Прочитай задачу и выбери те вопросы, на которые можно ответить, пользуясь условием.
Двое рабочих заработали 840 р. Первый работал 5 недель, а второй — 7 недель. Сколько денег заработал каждый рабочий?
Варианты ответов:
- Сколько денег заработал первый рабочий?
- Сколько всего рабочих работало на заводе?
- Сколько недель рабочие работали вместе?
- Сколько денег они заработали?
- Какую работу выполняли рабочие?
- Сколько они зарабатывали за неделю?
- Сколько денег заработал второй рабочий?
Правильный вариант:
- Сколько денег заработал первый рабочий?
- Сколько недель рабочие работали вместе?
- Сколько денег они заработали?
- Сколько они зарабатывали за неделю?
- Сколько денег заработал второй рабочий?