Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 33.Повторение пройденного материала по теме «Алгоритмы письменного умножения и деления»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— каковы алгоритмы письменного умножения и деления?
— как решаются уравнения и задачи изученных видов?
Глоссарий по теме:
Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число
Алгоритм – последовательность действия (шагов)
Умножение – действие, при котором одно число повторяется столько раз, сколько в другом содержится единиц, и находится сумма этих слагаемых.
Деление – действие, обратное умножению.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 — М.; Просвещение, 2015. – с.91-95
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.79-80
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.50
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На уроке мы вспомним:
Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное.
Сможем:
Совершенствовать вычислительные навыки в процессе решения задач, выражений, уравнений.
Повторим: алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
Повторим алгоритм деления многозначного числа на однозначное
Повторим письменный прием умножения многозначного числа на однозначное, умножим 15 719 ∙ 5
Записываем числа друг под другом: единицы под единицами
Умножаем единицы 9 на 5, получится 45.
45 – это 4 десятка и 5 единиц
5 единиц пишем под единицами
4 десятка запоминаем,
его позже прибавим к десяткам
Умножаем десятки 1 ∙ 5 = 5 и прибавляем 4 десятка, который получился при умножении десятков, получится 9
Записываем десятки под десятками
Умножаем сотни 7 ∙ 5 = 35.
35 – это 5сотен и 3 тысячи.
Записываем 5 сотен под сотнями, 3 тысячи запоминаем. Их позже прибавим к тысячам.
Умножаем тысячи: 5 ∙ 5=25 и прибавляем 3 тысячи, которые получились при умножении сотен. Получается 28.
8 тысяч записываем под тысячами, а 2десятка тысяч запоминаем. Их позже прибавим к десяткам тысяч.
Умножаем десятки тысяч: 1 ∙ 5 = 5 и прибавляем 2 десятка тысяч, которые получились при умножении тысяч. Получается 7. Записываем под десятками тысяч.
Получилось 78595.
Повторим письменный прием деления многозначного числа на однозначное
83 216 : 4
Помним, что при письменном делении запись ведется в столбик
Делим десятки тысяч.
Разделим: 8 : 4, в частном будет 2 десятка тысяч.
Умножим 4 на 2 = 8, это значит, что разделили 8десятков тысяч.
Вычтем из 8 -8=0.
Делим тысячи:
3:4. В частном будет 0 тысяч
Сносим 2 сотни. 32 сотни делим на 4, получается 8.
8 ∙ 4 = 32. Вычтем 32 – 32 = 0
Делим десятки: 1 : 4 = 0. Остаток 1. Сносим 6 единиц. 16:4 = 4.
Умножаем 4 на 4, получается 16.
16 – 16 = 0.
Деление закончили.
Читаем ответ: 20 804.
Задания тренировочного модуля:
1. Найдите значение выражений:
Правильный вариант:
824 · 9 = 7416
916 · 3 = 2748
2. Найдите значение выражений:
Правильный вариант:
7410 : 3 = 2470
4850 : 5 = 970