Урок 34. Особенности развития культуры

Поделиться:
Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 34.

Тема – Особенности развития культуры

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме. Демографическая статистика, снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции, государственные программы демографического возрождения России, разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости, основные направления развития культуры России, развитие науки, спорта, театра, кинематографа, Олимпиада в Сочи, изменения в образовании, духовная сфера.

Перечень понятий. Болонский процесс, гражданское общество, демократическое государство, поместный собор, синагога, «утечка мозгов».

Тезаурус:

Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 

«Утечка мозгов» — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам.

Синагога (после разрушения Иерусалимского храма) — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Поместный собор — собор епископов и других клириков, мирян, поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

Основная и дополнительная литература

Обязательная литература:

История России». 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Дополнительная литература:

Россия XX — начала XXI века. Культура и общество/ И.С. Семененко. – М., «Просвещение», 2011

Теоретический материал.

26 марта 2000 года состоялись выборы президента Российской Федерации, в которых уверенную победу одержал Владимир Владимирович Путин. В качестве основного направления деятельности нового правительства он выдвинул необходимость создания демократического государства, развитого гражданского общества и улучшение качества жизни граждан. С этого момента начинается усиленная работа правительства, направленная на решение основных проблем во всех областях жизни общества.

В начале XXI века одной из самых острых проблем было сокращение населения. Согласно переписи 2002 г. убыль населения за 13 лет составила 7,5 млн. человек. В то время как прирост насчитывал 5,5 млн. человек в результате миграции. С целью решения этой проблемы в 2007 г. для неработающих женщин были выделены пособия по уходу за ребенком. Более того за рождение второго ребенка теперь выдается материнский капитал в размере 250 тыс. рублей, который можно тратить на образование детей, жилье и т.д.

В сентябре 2005 г. по предложению В.В. Путина были разработаны четыре приоритетных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», « Развитие аграрно-промышленного комплекса». Особое внимание уделялось реализации программ «Здоровье» и «Образование». Предусматривалась замена образовательной системы, ориентированной на индустриальное общество, на новую, характерную для общества информационного. Для этого было восстановлено обязательное основное общее образование, проведена компьютеризация школ и подключение их к интернету. В 2009 году с целью обеспечения равных возможностей для поступления в вузы и для всех жителей России был принят федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и был введен Единый государственный экзамен. Еще в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, в ходе которого осуществлялся переход системы высшего образования России на Болонскую систему. Это создавало равные возможности для молодых россиян с их европейскими сверстниками в получении современного высшего образования.

Однако не все было столь радужно в сфере образования. Одной из насущных проблем в данном направлении был процесс «утечки мозгов», длившийся с начала 90-ых гг. XX. С 2008 года число людей с высшим образованием уехавших из России из-за экономического кризиса и недовольства властью значительно возросло, но официальная статистика не регистрирует эти процессы.

С целью решения данной проблемы правительство России проводило работу по поднятию престижа работников сферы образования и науки. В частности, были значительно увеличены размеры государственных премий за различные достижения в этих сферах, введены специальные государственные премии и премии президента РФ, предусматривались специальные квоты при избрании молодых ученых в состав Академии наук.

Уже в начале 2000-ых годов были достигнуты определенные результаты в науке: в 2001 году был создан третий в мире суперкомпьютер, который выполнял 1 трлн. операций в секунду. В 2003 г. Российский математик Григорий Яковлевич Перельман решил одну их основных задач мировой математической науки, доказав теорему А.Пуанкаре.

За достижения в физике и вклад в объяснение сверхпроводимости и сверхтекучести лауреатами Нобелевской премии в 2003 году стали Алексей Алексеевич Абрикосов и Виталий Лазаревич Гинзбург.

В 2000-ых годах происходит активное развитие российской культуры: появляются новые театральные постановки, проводится ежегодный Чеховский фестиваль (биеннале), гастроли театральных коллективов, что способствовало обмену опытом и культурой с зарубежными странами.

В отечественном кинематографе появляются новые талантливые фигуры, такие как режиссёры Р.М. Литвинова, Ф.С. Бондарчук и др. Постепенно российский кинематограф получает признание на международном уровне, например в 2003 году фильм А.П. Звягинцова «Возвращение» был удостоен главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва». За свои выдающиеся достижения и роли в театре и кино Ч.Н. Хаматова стала лауреатом Государственной премии РФ, а также ей была присуждена театральная премия «Золотая маска».

Активно развивалась и музыкальная жизнь страны. Стали проводиться массовые ежегодные музыкальные фестивали «МАКСИДРОМ» и «Нашествие». В 2002 г. мировой звездой оперного пения стала А.Ю. Нетребко, а в 2006 г. известным на всю страну стал пианист-виртуоз Д.Л. Мацуев.

С начала 2000-ых годов правительство также уделяло огромное внимание развитию спорта. Действия правительства в сфере спорта были направлены на популяризацию спортивных традиций. Огромную роль в возрождении интереса народа к фигурному катанию сыграла телевизионная программа «Ледниковый период».

Благодаря такой политике выдающиеся результаты были достигнуты российскими спортсменами на олимпийских играх в Сиднее, Афинах, Турине и Пекине. На олимпиаде 2004 года золотую медаль в художественной гимнастике получила Алина Кабаева. Впервые в истории российского спорта золотую медаль на треке получил Михаил Игнатьев. В 2005 году появилась новая звезда в прыжках в высоту с шестом Елена Исинбаева, которая первой среди женщин совершила прыжок в 5 метров.

В феврале 2014 г. состоялось одно из самых ярких и запоминающихся событий года – XXII Зимние олимпийские игры, на которых российская сборная команда заняла первое место в неофициальном медальном зачете, получив 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей. Ещё более грандиозными были результаты Паралимпиады-2014, на которых Россия забрала 80 медалей, среди них 30 золотых.

Другим направлением активной деятельности правительства становится духовная сфера. В 2000-х гг. церковь начинает играть значительную роль в возрождении духовно-нравственных ценностей населения России. Представители всех конфессий принимали активное участие в работе общественно-государственных организаций.

Одним из важнейших событий в духовной жизни страны стало, произошедшее в мае 2007 года, воссоединение Русской православной церкви с православной церковью заграницей, когда патриарх РПЦ Алексий II и митрополит РПЦЗ Лавр подписал Акт о каноническом общении.

Одновременно шло крупномасштабное строительство объектов культуры, в том числе церквей и мечетей, синагог и буддистских дацанов. В 2000 г. была завершена работа по воссозданию Храма Христа Спасителя, ставшим впоследствии главным храмом православных страны. Грандиозным событием в жизни всех мусульман России стало строительство одной из самых крупных мечетей в Европе «Сердце Чечни» в Грозном, которое было завершено в 2008 г. Масштабным было также строительство мечети в Казани.

В 2008 году после Алексия II новым Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Политику В.В.Путина продолжил избранный в 2008 году президентом России Д.А. Медведев. Были определены новые ориентиры инновационного развития. Приоритетами стали внедрение передовых энергетических, медицинских, информационных технологий. Была запущена программа «Наша новая школа». Результаты не заставили себя ждать: уже в 2010 г. в мировой рейтинг суперкомпьютеров были включены 11 российских компьютерных систем. Суперкомпьютер «Ломоносов», разработанный в 2009 г., стал одним из самых мощных не только в России, но и в мире. Лауреатами Нобелевской премии по физике стали А.Гейм и К.Новоселов, разработавшие способ получения графена.

Современная Россия — сильное государство, проводящее сбалансированную политику в сфере культуры и духовного возрождения страны.

Тестовые вопросы.

Текст задания:

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Варианты ответов:

Личности

Сферы деятельности

Ф.С. Бондарчук

Кинематограф

Ч.Н. Хаматова

Музыка

Д.Л. Мацуев

Режиссура

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Конструкторы

Изобретения

Ф.С. Бондарчук

Режиссура

Ч.Н. Хаматова

Кинематограф

Д.Л. Мацуев

Музыка

Вставьте пропущенные слова.

1.В _______ с целью обеспечения равных возможностей для поступления в вузы и для всех жителей России был принят федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и был введен Единый государственный экзамен.

2. За достижения в физике и вклад в объяснение сверхпроводимости и сверхтекучести лауреатами Нобелевской премии в _______ году стали Алексей Алексеевич Абрикосов и ______________.

Правильный вариант: 1. 2009 г.

2. 2003 г., Виталий Лазаревич Гинзбург.