Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 34. Решение текстовых задач на пропорциональное деление
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как решать задачи на пропорциональное деление?
— как схематически изображать задачи?
Глоссарий по теме:
Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий
Арифметический способ решения задач – нахождение ответа на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами
План решения задачи – целенаправленные пробы различных сочетаний из данных и искомых, выбор наиболее приемлемого метода решения
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2015. – с.88
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.3
3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.6-7
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем задачу.
Для подготовки к новогоднему празднику в первый день купили 5 гирлянд, а во второй – ещё 3 гирлянды по той же цене. Всего заплатили 640 рублей. Сколько денег заплатили в первый день и сколько во второй?
Запишем условие задачи в таблицу.
В первый день купили пять гирлянд.
Во второй – еще три гирлянды.
Всего заплатили шестьсот сорок рублей. Это общая стоимость покупки.
Что можно сказать о цене гирлянды? У всех гирлянд она одинаковая.
В задаче нужно узнать, сколько заплатили в первый день, а сколько – во второй.
Как вы думаете, одинаковую ли сумму денег заплатили в первый и во второй дни? Конечно же, нет. Ведь в первый день купили больше гирлянд, чем во второй. Поэтому денег в первый день потратили больше, чем во второй.
Цена | Количество | Стоимость | |
1 день | Одинаковая | 5г. | |
2 день | 3г. | ||
Всего | 640руб. |
Нам известна стоимость покупок, сделанных в 1 и 2 дни. Чтобы узнать стоимость покупки, надо знать цену товара и его количество. Количество нам дано, а вот цена неизвестна. Как ее найти? Посмотрите в таблицу. В ней указана еще одна величина, данная в задаче. Это общая стоимость гирлянд, купленных за два дня. Если мы узнаем общее количество купленных гирлянд, значит, сможем найти и цену одной гирлянды, поскольку все гирлянды куплены по одной цене.
Таким образом, план решения этой задачи будет таким:
- Найдем количество купленных гирлянд.
- Узнаем цену одной гирлянды.
- Найдем стоимость гирлянд, купленных в первый и во второй дни.
Запишем решение.
Пять плюс три равно восемь гирлянд – это общее количество купленных гирлянд за два дня.
5+3=8 (г.)
Разделим общую стоимость покупок шестьсот сорок рублей на общее количество гирлянд, получим цену одной гирлянды. Это восемьдесят рублей.
640:8=80 (р.)
Узнаем, сколько денег заплатили в первый день. Восемьдесят умножим на пять, получим четыреста рублей.
80∙5=400 (р.)
Узнаем, сколько денег заплатили во второй день. Восемьдесят умножим на три, получается двести сорок рублей.
80∙3=240 (р.)
А теперь проверим правильность решения задачи. В первый день потратили четыреста рублей, во второй день – двести сорок рублей. Всего – шестьсот сорок рублей. Получилась та величина, которая дана в условии. Можем записать ответ.
400+240 = 640 (р.)
Ответ: 400 рублей – в первый день,
240 рублей – во второй день.
Задания тренировочного модуля:
Прочитайте задачу, вычислите значения выражений и укажите, что оно обозначает.
На обед в школьную столовую пришли ученики 4А и 4Б классов, всего 52 человека. Ученики 4А класса заняли 6 столов, а ученики 4Б класса 7 таких же столов. За каждым столом оказалось одинаковое количество человек.
- 6 + 7=
- 52 : (6 + 7) =
- 52 : (6 + 7) ∙ 6 =
- 52 : ( 6 + 7) ∙ 7 =
Варианты ответов:
На экране поместить таблички с числами от 1 до 30 для выбора ответа.
Выпадающий список:
Количество человек из 4Б класса.
Количество человек за одним столом.
Количество столов, занятых учениками 4А и 4Б классов.
Количество человек из 4А класса
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
- 6 + 7 = 13 – Количество столов, занятых учениками 4А и 4Б классов.
- 52 : (6 + 7) = 4 – Количество человек за одним столом.
- 52 : (6 + 7) ∙ 6 = 24 – Количество человек из 4А класса
- 52 : (6 + 7) ∙ 7 = 28 – Количество человек из 4Б класса
Прочитайте задачу и заполните таблицу.
В двух домах всего 336 квартир. Число квартир на каждом этаже в обоих домах одинаково. Но в первом доме 12 этажей, а во втором 16. Сколько квартир в каждом доме?
Число квартир на одном этаже | Количество этажей | Всего квартир | |
1 дом | |||
2 дом | |||
Всего |
Правильный вариант:
Число квартир на одном этаже | Количество этажей | Всего квартир | |
1 дом | Одинаковое | 12 | |
2 дом | 16 | ||
Всего | 336 |