Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— изучение правил письменного сложения с переходом через десяток.
Глоссарий по теме:
Двузначные числа — это числа в записи, которых используется две цифры.
Алгоритм — последовательность действия (шагов)
Сложение – это арифметическое действие, с помощью которого из двух и более чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –
8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.12.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова –
7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – с.12.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сложение двузначных чисел с переходом через десяток можно выполнять
с помощью моделей числа: десятки обозначаются треугольником, единицы кружками

Нам нужно найти сумму двух чисел: 37 + 48
Сначала сделаем это устно, представив числа в виде моделей.

В числе тридцать семь 3 десятка и 7 единиц. В числе сорок восемь 4 десятка и 8 единиц. Когда мы выполняем сложение, мы объединяем оба числа.
3 7 + 4 8
Объединим единицы. К 8 единицам прибавляем 2 единицы и у нас получается десяток. Десяток мы можем представить моделью числа 10.В этом числе восемь десятков и пять единиц. Это число восемьдесят пять.

Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел: 37+48
Представим числа в виде суммы разрядных слагаемых: 37 + 48 = (30 +8) +(40 +7)
Сгруппируем числа. Сначала найдем сумму десятков, затем сумму единиц, а результаты сложим.
38 +47 = (30 +8) +(40 +7) = (30 +40) + (8 +7) = 70+ 15 =85
Рассмотрим ещё один способ сложения: в столбик.
![]()
При сложении числа записаны одно под другим.
Воспользуемся правилом:десятки складываем с десятками, единицы с единицами.
К семи единицам прибавляем восемь единиц и получаем пятнадцать единиц. Под разрядом единиц пишем цифру пять.
![]()
Десяток мы отправляем к разряду десятков. Надписываем над числом три единицу.
![]()
Теперь посчитаем десятки. Три плюс четыре равно семь, да ещё один десяток, семь плюс один равно восемь. Записываем под разрядом десятков цифру восемь.
![]()
Получили в ответе число 85.
Вычисления в столбик не вызывают затруднения, если пользоваться алгоритмом сложения чисел с переходом через десяток
Алгоритм:
1.Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)
3. Складываю десятки.
4. Читаю ответ.
Тренировочные задания.
1. Вычислите:

Правильный ответ:

2. Исправьте ошибки:
24 + 13 = 37
28 + 35 = 63
67 + 15 = 72
46 + 12 = 58
Правильный ответ:
24 + 13 = 37
28 + 35 = 63
67 + 15 = 82
46 + 12 = 58



Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток