Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— изучение правил письменного сложения с переходом через десяток.

Глоссарий по теме:

Двузначные числа — это числа в записи, которых используется две цифры.

Алгоритм — последовательность действия (шагов)

Сложение – это арифметическое действие, с помощью которого из двух и более чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –

8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.12.

  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – с.12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток можно выполнять

с помощью моделей числа: десятки обозначаются треугольником, единицы кружками

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Нам нужно найти сумму двух чисел: 37 + 48

Сначала сделаем это устно, представив числа в виде моделей. 

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

В числе тридцать семь 3 десятка и 7 единиц. В числе сорок восемь 4 десятка и 8 единиц. Когда мы выполняем сложение, мы объединяем оба числа.

3 7 + 4 8

Объединим единицы. К 8 единицам прибавляем 2 единицы и у нас получается десяток. Десяток мы можем представить моделью числа 10.В этом числе восемь десятков и пять единиц. Это число восемьдесят пять.

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел: 37+48

Представим числа в виде суммы разрядных слагаемых: 37 + 48 = (30 +8) +(40 +7)

Сгруппируем числа. Сначала найдем сумму десятков, затем сумму единиц, а результаты сложим.

38 +47 = (30 +8) +(40 +7) = (30 +40) + (8 +7) = 70+ 15 =85

Рассмотрим ещё один способ сложения: в столбик.

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

При сложении числа записаны одно под другим.

Воспользуемся правилом:десятки складываем с десятками, единицы с единицами.

К семи единицам прибавляем восемь единиц и получаем пятнадцать единиц. Под разрядом единиц пишем цифру пять.

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Десяток мы отправляем к разряду десятков. Надписываем над числом три единицу.

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Теперь посчитаем десятки. Три плюс четыре равно семь, да ещё один десяток, семь плюс один равно восемь. Записываем под разрядом десятков цифру восемь.

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Получили в ответе число 85.

Вычисления в столбик не вызывают затруднения, если пользоваться алгоритмом сложения чисел с переходом через десяток

Алгоритм:

1.Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Складываю десятки.

4. Читаю ответ.

Тренировочные задания.

1. Вычислите:

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Правильный ответ:

Урок 35. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

2. Исправьте ошибки:

24 + 13 = 37

28 + 35 = 63

67 + 15 = 72

46 + 12 = 58

Правильный ответ:

24 + 13 = 37

28 + 35 = 63

67 + 15 = 82

46 + 12 = 58