Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 35 «Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите (название из программы). Возможное другое название (исходя из требований): Названия букв, их классификация и порядок в алфавите»
На уроке Вы:
- Узнаете, на какие группы можно разделить буквы алфавита.
- Научитесь находить предыдущую и последующую буквы.
- Сможете сами создавать группы букв алфавита по определённому признаку.
Основные термины и понятия:
- Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в порядке от А до Я.
- Буква — знак азбуки, который мы называем, пишем, читаем.
- Звук – это буква, которую мы произносим и слышим.
- Классификация – это выбор нескольких частей из целого по общим признакам.
- Характеристика – это свойство предмета, например ширина, длина, цвет и т.д.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал:
- Что общего у букв: к,ш,щ?
- А у букв: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ?
- А что общего у букв ж,ш,ц и ч,щ,й?
- Чем они отличаются?
- А чем отличаются буквы а,о,у,ы,и,э и е,ё,ю,я?
- Что у них общего?
Буквы алфавита можно объединить в разные группы!
Буквы в алфавите очень дружные. У них у всех есть что-то общее. У некоторых букв больше, у некоторых меньше. Например, у всех 33 друзей общее то, что они – буквы русского алфавита, а не английского, немецкого или французского.
Буквы можно объединить в две большие группы. Одни – гласные, другие согласные. Все гласные буквы состоят только из голоса. А всем согласным мешают губы, зубы или язык. Не забывайте, в алфавите есть ещё два знака: мягкий и твёрдый!
Такое объединение нескольких букв одного алфавита на основе общего признака называют классификацией. Так, например, мы можем сказать, что эти два животных – кошки, потому что они говорят «Мяу-мяу», а эти – собаки, потому что они говорят «Гав-гав».
В русском алфавите множество таких классификаций. Например, по тому как мы называем буквы. Послушайте: «Ка», «Ша», «Ща» или «Эл», «Эм», Эн», «Эр», «Эс», «Эф». Звучат по-разному! Или по их характеристике – какому-то отличительному свойству, как например, шея у жирафа. Какая она? Правильно, длинная. А какой слон? Конечно, большой. Так и у букв есть свои характеристики. Например, буквы «Жэ», «Ша» и «Цэ» всегда дают только твёрдые звуки. Послушайте: Жизнь, Шить, Цирк. А буквы «Че», «Ща», «Й краткое» всегда дают только мягкие звуки. Послушай: Чай, Чаща, Йод.
А сможете догадаться, что у этих шести букв общее? Они все непарные, то есть не имеют пару. Одни мягкую, а другие твёрдую, в отличие, например от таких букв как «Пэ», «Вэ», «Эл», «Тэ» или «Ка». У них она есть, значит, они – парные. Послушайте: Пыль – пил, Воз – вёз, Лук – люк, Таня – тянешь, Кот – кит.
Давайте посмотрим на гласные буквы. Как их классифицировать, какие классификации можно создать? Возьмем буквы А, И, О, У, Ы, Э и сравним их с буквами Е, Ё, Ю, Я. Произнесите и вслух, что Вы слышите? Действительно, в буквах Е, Ё, Ю и Я мы слышим второй звук, звук Й. А в предыдущих буквах мы этого не слышим. Значит, буквы А, И, О, У, Ы, Э дают нам один звук, а буквы Е, Ё, Ю, Я – два!
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
Все буквы можно разделить на гласные, согласные и …
Варианты ответа:
а) звуки
б) глухие
в) цифры
г) знаки
Задание 2
Заполните таблицу. Напишите букву, соответствующую классификации.
Классификация | Буква |
Только мягкие согласные | |
Только твёрдые согласные | |
Гласные | |
Знаки | |
Непарные согласные |
Задание 3
Подберите буквы к классификации. Некоторые буквы можно использовать два раза, а некоторые – лишние.
Парные согласные |
Гласные, дующие два звука |
Согласные с «а» на конце |
Буквы:
1 в
2 а
3 с
4 я
5 р
6 щ
7 й
8 к
9 ю
10 х
Задание 4
Разгадайте ребус и скажите, о чём мы будем сегодня говорить.
Буквы в этих словах соответствуют их номеру в алфавите.
Отгадайте, какие слова тут спрятались.
12, 13, 1, 19, 19, 10, 22, 10, 12, 1, 24, 10, 33 2, 21, 12, 3
3 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20, 6
Задание 5
На каждом континенте живут разные звуки. Помогите им добраться. У некоторых звуков – двойное гражданство – они живут сразу на нескольких континентах.
[п’], [б’], [щ‘], [а], [о], [и], [й’а], [ч‘], [в], [в’], [д], [ы], [г], [й‘], [й’у], [у], [н’]
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А,Б,В
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Классификация | Буква |
Только мягкие согласные | Ч,щ,й |
Только твёрдые согласные | Ш,ж,ц |
Гласные | А,е,ё,и,о,у,ы,э,ю,я |
Знаки | Ь, ъ |
Непарные согласные | Ч,ш,й,ш,ж,ц,л,н,м,р,х |
В таблице приведены возможные варианты, любой из названных является правильным.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Подберите буквы к классификации. Некоторые буквы можно использовать два раза, а некоторые – лишние.
Парные согласные В С Р К Х |
Согласные с «а» на конце Щ К Х |
Гласные, дующие два звука Я Ю |
Буквы:
1 в
2 а
3 с
4 я
5 р
6 щ
7 й
8 к
9 ю
10 х
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
[Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]
12, 13, 1, 19, 19, 10, 22, 10, 12, 1, 24, 10, 33 2, 21, 12, 3
Классификация букв
3 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20, 6.
в алфавите.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные комбинации ответов.
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными