Урок 35. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 35 «Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите (название из программы). Возможное другое название (исходя из требований): Названия букв, их классификация и порядок в алфавите»

На уроке Вы:

  1. Узнаете, на какие группы можно разделить буквы алфавита.
  2. Научитесь находить предыдущую и последующую буквы.
  3. Сможете сами создавать группы букв алфавита по определённому признаку.

Основные термины и понятия:

  1. Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в порядке от А до Я.
  2. Буква — знак азбуки, который мы называем, пишем, читаем.
  3. Звук – это буква, которую мы произносим и слышим.
  4. Классификация – это выбор нескольких частей из целого по общим признакам.
  5. Характеристика – это свойство предмета, например ширина, длина, цвет и т.д.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал:

  • Что общего у букв: к,ш,щ?
  • А у букв: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ?
  • А что общего у букв ж,ш,ц и ч,щ,й?
  • Чем они отличаются?
  • А чем отличаются буквы а,о,у,ы,и,э и е,ё,ю,я?
  • Что у них общего?

Буквы алфавита можно объединить в разные группы!

Буквы в алфавите очень дружные. У них у всех есть что-то общее. У некоторых букв больше, у некоторых меньше. Например, у всех 33 друзей общее то, что они – буквы русского алфавита, а не английского, немецкого или французского.

Буквы можно объединить в две большие группы. Одни – гласные, другие согласные. Все гласные буквы состоят только из голоса. А всем согласным мешают губы, зубы или язык. Не забывайте, в алфавите есть ещё два знака: мягкий и твёрдый!

Такое объединение нескольких букв одного алфавита на основе общего признака называют классификацией. Так, например, мы можем сказать, что эти два животных – кошки, потому что они говорят «Мяу-мяу», а эти – собаки, потому что они говорят «Гав-гав».

В русском алфавите множество таких классификаций. Например, по тому как мы называем буквы. Послушайте: «Ка», «Ша», «Ща» или «Эл», «Эм», Эн», «Эр», «Эс», «Эф». Звучат по-разному! Или по их характеристике – какому-то отличительному свойству, как например, шея у жирафа. Какая она? Правильно, длинная. А какой слон? Конечно, большой. Так и у букв есть свои характеристики. Например, буквы «Жэ», «Ша» и «Цэ» всегда дают только твёрдые звуки. Послушайте: Жизнь, Шить, Цирк. А буквы «Че», «Ща», «Й краткое» всегда дают только мягкие звуки. Послушай: Чай, Чаща, Йод.

А сможете догадаться, что у этих шести букв общее? Они все непарные, то есть не имеют пару. Одни мягкую, а другие твёрдую, в отличие, например от таких букв как «Пэ», «Вэ», «Эл», «Тэ» или «Ка». У них она есть, значит, они – парные. Послушайте: Пыль – пил, Воз – вёз, Лук – люк, Таня – тянешь, Кот – кит.

Давайте посмотрим на гласные буквы. Как их классифицировать, какие классификации можно создать? Возьмем буквы А, И, О, У, Ы, Э и сравним их с буквами Е, Ё, Ю, Я. Произнесите и вслух, что Вы слышите? Действительно, в буквах Е, Ё, Ю и Я мы слышим второй звук, звук Й. А в предыдущих буквах мы этого не слышим. Значит, буквы А, И, О, У, Ы, Э дают нам один звук, а буквы Е, Ё, Ю, Я – два!

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

Все буквы можно разделить на гласные, согласные и …

Варианты ответа:

а) звуки

б) глухие

в) цифры

г) знаки

Задание 2

Заполните таблицу. Напишите букву, соответствующую классификации.

Классификация

Буква

Только мягкие согласные

Только твёрдые согласные

Гласные

Знаки

Непарные согласные

Задание 3

Подберите буквы к классификации. Некоторые буквы можно использовать два раза, а некоторые – лишние.

Парные согласные

Гласные, дующие два звука

Согласные с «а» на конце

Буквы:

1 в

2 а

3 с

4 я

5 р

6 щ

7 й

8 к

9 ю

10 х

Задание 4

Разгадайте ребус и скажите, о чём мы будем сегодня говорить.

Буквы в этих словах соответствуют их номеру в алфавите.

Отгадайте, какие слова тут спрятались.

12, 13, 1, 19, 19, 10, 22, 10, 12, 1, 24, 10, 33 2, 21, 12, 3

3 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20, 6

Задание 5

На каждом континенте живут разные звуки. Помогите им добраться. У некоторых звуков – двойное гражданство – они живут сразу на нескольких континентах.

Урок 35. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите

[п’], [б’], [щ‘], [а], [о], [и], [й’а], [ч‘], [в], [в’], [д], [ы], [г], [й‘], [й’у], [у], [н’]

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант: Г

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А,Б,В

Задание 2

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Классификация

Буква

Только мягкие согласные

Ч,щ,й

Только твёрдые согласные

Ш,ж,ц

Гласные

А,е,ё,и,о,у,ы,э,ю,я

Знаки

Ь, ъ

Непарные согласные

Ч,ш,й,ш,ж,ц,л,н,м,р,х

В таблице приведены возможные варианты, любой из названных является правильным.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными

Задание 3

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Подберите буквы к классификации. Некоторые буквы можно использовать два раза, а некоторые – лишние.

Парные согласные

В

С

Р

К

Х

Согласные с «а» на конце

Щ

К

Х

Гласные, дующие два звука

Я

Ю

Буквы:

1 в

2 а

3 с

4 я

5 р

6 щ

7 й

8 к

9 ю

10 х

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

[Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

12, 13, 1, 19, 19, 10, 22, 10, 12, 1, 24, 10, 33 2, 21, 12, 3

Классификация букв

3 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20, 6.

в алфавите.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные комбинации ответов.

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Урок 35. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными