Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык
3 класс
№ 38
Раздел. Правописание частей слова.
Тема.В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Определять, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в разных частях слова орфограммы.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, орфограмма, безударная гласная, парная звонкая и глухая согласная.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
На этом уроке
Узнаем:
- как определять опознавательные признаки орфограммы;
Научимся:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- определять в частях слова орфограммы;
- приводить примеры слов с разными орфограммами.
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?
Как видно, рисунки изображают слова: пришёл, дарить, маленький, в норе. В этих словах безударный гласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
Рассмотрим другие рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?
Как видно рисунки изображают слова: сгореть, дуб, пирожок, нет грибов. В этих словах парный согласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
На этом уроке
Узнаем:
- как определять опознавательные признаки орфограммы;
Сможем:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- определять в частях слова орфограммы;
- приводить примеры слов с разными орфограммами.
Рассмотрим таблицу. Определим на основе таблицы опознавательные признаки орфограммы (ошибкоопасные места).
Таблица № 1.
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательный признак | Примеры |
Гласные | Безударность | Поднимался, бежал, подберёзовик |
Согласные | Конец слова, стечение согласных | Дуб, пруд, шапка, грудка. |
Как видно из таблицы, нужно поставить ударение, определить безударные гласные, указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.
Как видно из таблицы, нужно найти в слове парные согласные (б-п, в-ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с), указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.
Например,
- Читаем слово: переписать.
- Ставим ударение: переписа‘ть.
- Определяем безударные гласные: е,е,и.
- Указываем, в какой части слова они находятся: е,е – в приставке; и – в корне.
- Вспоминаем, как пишутся приставки, возможно, проверяем по словарю: пере-.
- Проверяем безударный гласный — и – в корне, подбираем проверочное слово: пишет.
Таким образом, в этом слове три орфограммы: 2 – в приставке, 1 – в корне.
Разбор заданий
- Текст вопроса: Определите в какой значимой части слова орфограмма. Запиши слова в нужную графу таблицы.
Улыбка, подземный, храбрость, сорвал, боксёр, перелить, послушный, маленький, лётчик, морской.
Правильный вариант:
В приставке | В корне | В суффиксе |
со-рвал | улыб-ка | храбр-ость |
под-земный | бокс-ёр, | мал-еньк-ий |
пере-лить | мор-ской | лёт-чик |
по-слушный |
2. Текст вопроса.
Найдите безударный гласный в корне. Подчеркни в каждой строке проверочное слово.
Дожди, дождливый, дождик.
Стрела, стрелы, стрелок.
Грозовой, гроза, грозы.
Беговая, бегает, бегун.
Грязища, грязнуля, грязи.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Дожд-и, дожд-ливый, до´жд-ик.
Стрел-а, стре´л-ы, стрел-ок.
Гроз-овой, гроз-а, гро´з-ы.
Бег-овая, бе´г-ает, бег-ун.
Гряз-ища, гряз-нуля, гря´з-и.