Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык

3 класс

№ 38

Раздел. Правописание частей слова.

Тема.В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Определять, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в разных частях слова орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, орфограмма, безударная гласная, парная звонкая и глухая согласная.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

На этом уроке

Узнаем:

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Как видно, рисунки изображают слова: пришёл, дарить, маленький, в норе. В этих словах безударный гласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Рассмотрим другие рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Урок 38. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Как видно рисунки изображают слова: сгореть, дуб, пирожок, нет грибов. В этих словах парный согласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

На этом уроке

Узнаем:

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;

Сможем:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим таблицу. Определим на основе таблицы опознавательные признаки орфограммы (ошибкоопасные места).

Таблица № 1.

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательный признак

Примеры

Гласные

Безударность

Поднимался, бежал, подберёзовик

Согласные

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Как видно из таблицы, нужно поставить ударение, определить безударные гласные, указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.

Как видно из таблицы, нужно найти в слове парные согласные (б-п, в-ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с), указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.

Например,

  1. Читаем слово: переписать.
  2. Ставим ударение: переписа‘ть.
  3. Определяем безударные гласные: е,е,и.
  4. Указываем, в какой части слова они находятся: е,е – в приставке; и – в корне.
  5. Вспоминаем, как пишутся приставки, возможно, проверяем по словарю: пере-.
  6. Проверяем безударный гласный — и – в корне, подбираем проверочное слово: пишет.

Таким образом, в этом слове три орфограммы: 2 – в приставке, 1 – в корне.

Разбор заданий

  1. Текст вопроса: Определите в какой значимой части слова орфограмма. Запиши слова в нужную графу таблицы.

Улыбка, подземный, храбрость, сорвал, боксёр, перелить, послушный, маленький, лётчик, морской.

Правильный вариант:

В приставке

В корне

В суффиксе

со-рвал

улыб-ка

храбр-ость

под-земный

бокс-ёр,

мал-еньк-ий

пере-лить

мор-ской

лёт-чик

по-слушный

2. Текст вопроса.

Найдите безударный гласный в корне. Подчеркни в каждой строке проверочное слово.

Дожди, дождливый, дождик.

Стрела, стрелы, стрелок.

Грозовой, гроза, грозы.

Беговая, бегает, бегун.

Грязища, грязнуля, грязи.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Дожд-и, дожд-ливый, до´жд-ик.

Стрел-а, стре´л-ы, стрел-ок.

Гроз-овой, гроз-а, гро´з-ы.

Бег-овая, бе´г-ает, бег-ун.

Гряз-ища, гряз-нуля, гря´з-и.