Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 38. Письменные приемы умножения вида 243 · 20, 552 · 300
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как письменно умножать и делить на числа, оканчивающиеся нулями?
— какой алгоритм письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями?
Глоссарий по теме:
Алгоритм — последовательность действия (шагов)
Умножение — действие, при котором одно число повторяется столько раз, сколько в другом содержится единиц, и находится сумма этих слагаемых.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2015. – с.13.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 2. М.; Просвещение, 2016. – с.10-12.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.60.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним устные приемы умножения на круглое число.
18 ∙ 20
Заменили число двадцать произведением чисел два и десять. Число двадцать заменили произведением удобных множителей, так как легко умножать на десять.
20 = 2 ∙ 10
Получили выражение: восемнадцать умножить на произведение двух и десяти. Удобнее сначала восемнадцать умножить на два, и полученный результат тридцать шесть умножить на десять, получится триста шестьдесят.
18 ∙ (2 ∙ 10) = 18 ∙ 2 ∙ 10 = 36 ∙ 10 = 360
Рассмотрим еще одно выражение:
154 ∙ 200
Заменили число двести произведением чисел два и сто. Число двести заменили произведением удобных множителей, так как легко умножать на сто.
200 = 2 ∙ 100
Получили выражение: сто пятьдесят четыре умножить на произведение двух и ста. Удобнее сначала сто пятьдесят четыре умножить на два, и полученный результат триста восемь умножить на сто, получится тридцать тысяч восемьсот.
154 ∙ 200 = 154 ∙ (2 ∙ 100) = 154 ∙ 2 ∙ 100 = 30 800
Устно выполнить подобные вычисления бывает трудно, поэтому предлагается записать в столбик, то есть использовать письменные приемы вычислений.
Познакомимся с алгоритмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями
Решим письменно выражение двести сорок три умножить на двадцать
243 ∙ 20
Вы уже умеете выполнять в столбик умножение числа двести сорок три на два. Умножаем единицы: три умножить на два, получилось шесть. Умножаем десятки: четыре умножаем на два, получилось восемь. Умножаем сотни: два на два, получилось четыре. Читаем результат: четыреста восемьдесят шесть.
А как умножить двести сорок три на двадцать?
Надо представить множитель двадцать в виде произведения чисел два и десять.
243 ∙ 20 = 243 ∙ (2 ∙ 10)
Произведение чисел двести сорок три и два мы уже вычислили в столбик.
Посмотрим, как нужно изменить эту запись, чтобы получилось умножение числа двести сорок три на на два, а на двадцать.
Дописываем ноль после цифры два, а также в записи результата умножения на два. В результате получилось число четыре тысячи восемьсот шестьдесят.
Обратите внимание, что цифра ноль, обозначающая количество единиц в числе двадцать, смещена вправо. Она не записывается под цифрой три, обозначающей количество единиц в первом множителе. На первом этапе на этот ноль можно не обращать внимание, но на втором этапе, когда получен результат умножения числа двести сорок три на два, надо приписать к результату столько нулей, сколько их было у второго множителя. В нашем случае один ноль.
Рассмотрим еще один пример: пятьсот тридцать два умножить на триста.
532 ∙ 300
Представим множитель триста в виде произведения чисел три и сто.
532 ∙ 300 = 532 ∙ (3 ∙ 100)
Умножим в столбик число пятьсот тридцать два на три. Умножаем единицы: два умножить на три получилось шесть. Умножаем десятки: три умножаем на три, получилось девять.
Умножаем сотни: пять умножить на три — получилось пятнадцать. Читаем результат: одна тысяча пятьсот девяносто шесть.
Но мы умножаем не на три, а на триста, поэтому дописываем два ноля после цифры три, а также в записи результата умножения на три. В результате получилось число сто пятьдесят девять тысяч шестьсот.
Задания тренировочного модуля:
1. Запишите столбиком и найдите значения выражений
588 ∙ 70 647 ∙ 300
Правильный ответ: 41160, 194100.
2. Выберите знак «∙» или «:» так, чтобы равенства стали верными.
220….4 = 880
100…4 = 400
450…3 = 150
770…10 = 77
25…10 = 250
640…2 = 320
Правильный вариант:
220 ∙ 4 = 880
100 ∙ 4 = 400
450 : 3 = 150
770 : 10 = 77
25 ∙ 10 = 250
640 : 2 = 320