Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 38. Решение задач
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— решение текстовых задач арифметическим способом, представление текста задачи в виде модели.
Глоссарий по теме:
Задача — упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Простая задача — задача, которая решается при помощи одного действия.
Составная задача — задача, в решении которой используют два или более действий.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.17.
2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.23.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Приступая к решению любой задачи, необходимо знать её составные части.
Части задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Давайте выясним, который текст будет являться задачей.
Первый текст:
Дети нашли 9 грибов. Игорь нашёл 7 грибов, а Миша 2 гриба.
Второй текст:
Игорь нашёл 7 грибов, а Миша 2 гриба. Сколько грибов нашли дети?
Мы уже знаем, что в задаче должны быть обязательно условие и вопрос.
Разберемся, какие составные части можно выделить в этих текстах.
Первый текст: дети нашли 9 грибов. Игорь нашёл 7 грибов, а Миша 2 гриба-не содержит вопроса. Значит, он не может быть задачей.
Второй текст:
Игорь нашёл 7 грибов, а Миша 2 гриба. Сколько грибов нашли дети? -состоит из двух частей.
Игорь нашёл 7 грибов, а Миша 2 гриба — это условие нашей задачи.
Сколько всего грибов нашли дети?- это вопрос задачи.
Условие и вопрос задачи можно представить в виде схемы. Для этого изобразим грибы, которые находили дети, отрезками.
Игорь — 7 грибов, Миша — 2 гриба
И. 7гр
М. 2 гр
В вопросе спрашивалось, сколько всего грибов нашли дети. Слово «всего» мы передадим в схеме при помощи фигурной скобки. Поставим знак вопроса.
И. 7гр
М. 2 гр ?
Решим эту задачу. Рассуждаем: в задаче неизвестно целое, поэтому для нахождения целого мы выполним действие сложения.
7 + 2 = 9 (гр.)
Мы узнали, что дети нашли 9 грибов. Теперь необходимо записать ответ. Вопрос был: «Сколько всего грибов нашли дети?»
Ответ: 9 грибов.
После решения проверим, все ли элементы записаны. Мы записали краткое условие и вопрос в виде схемы, решение задачи и ответ.
Сделаем вывод.
Чтобы решить задачу, нужно:
1) Прочитать ее условие.
2) Подумать, с помощью какого действия вы ответите на вопрос задачи.
3) Решить задачу по действиям или выражением.
4) Правильно записать ответ.
Тренировочные задания.
1. Решите задачу: В корзине лежало 36 лимонов. Продали 20 лимонов. Сколько лимонов осталось?
Правильный ответ: 36 — 20 = 16 (л)
2. Решите задачу: С одной берёзы упало 10 листиков, а с другой 7 листиков. Сколько всего листиков упало с двух берёз?
Правильный ответ: 10 + 7 = 17 (л)