Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Урок № 39
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограмму «Правописание безударных гласных в корне», отличать данную орфограмму от других, находить способ проверки орфограммы.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Корень слова, безударный гласный, проверочное слово, проверяемое слово.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
- отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим, кто нарисован на портрете. Прочитаем высказывание. О чём оно рассказывает?
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765г.г.)
Из Российской грамматики М.В. Ломоносова (1757 г.).
«…в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно…не удалялось много от чистого выговора, и чтобы не закрылись совсем следы происхождения и сложения речений».
Что это значит? Сравним.
Косит Касить Казьба Пракощик | Косит Косить Косьба Прокосчик |
Слева написаны слова по выговору, справа – «следы происхождения слов» не закрыты.
Ломоносов был сторонником такого письма, которое не наносило бы вреда морфемике. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот следы «происхождения» слов и видны.
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
- отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Чтобы правильно написать слово, нужно проверить, какую букву мы должны будем писать в том или другом случае.
Прочитаем:
Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, чижи.
Во всех этих словах выделенная буква находится в корне слова, является безударной гласной , требует проверки.
Для этого изменим слово так, чтобы на этот гласный падало ударение:
Дворы – двор; стрела – стрелы; вода – воды; трава – травы; холмы – холм; жара – жарко; свеча – свечи, чижи – чиж.
Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами, поэтому его написание нужно проверять.
[а] | [а] | [а] | [а] |
садыˊ | грачиˊ | косаˊ | моряˊк |
садоˊвник | грачаˊта | косиˊчка | морскоˊй |
Для того, чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёˊр, стрела’, письмоˊ.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.
Чтобы подобрать проверочное слово надо:
- или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
- или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.
Помните!
Слова моря и море, берёза и берёзы – это формы одного и того же слова.
Слова моря и моряк, берёза и берёзка – это однокоренные слова.
В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?
Сочетания –ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим к нам из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания –оло-, -оро-, ере- присущи исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.
Большинство слов старославянского происхождения не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво….
А.С. Пушкин. Медный всадник.
Разбор заданий
- Текст вопроса. Выберите строку, в которой во всех словах в корне пишется буква Я.
Ст…пной, п…тно, пр…мой.
Пл…сать, г…ристый, л…сной.
М…сной, загл…нул, р…бой.
П…тёрка, пов…зал, гр…за.
Правильный вариант:
Степной, пятно, прямой.
Плясать, гористый, лесной.
Мясной, заглянул, рябой.
Пятёрка, повязал, гроза.
2. Текст вопроса
Распределите слова на две группы.
Деловой, салат, синева, хранить, лимон, ковёр, паруса, мешок, компот.
Проверяемый безударный гласный в корне | Непроверяемый безударный гласный в корне |
Правильный вариант/варианты:
Проверяемый безударный гласный в корне | Непроверяемый безударный гласный в корне |
дел-овой | салат- |
син-ева | лимон- |
хран-ить | мешок- |
парус-а | компот- |