Урок 39. Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 39

Типы речи. Повествование.

Обучающее изложение с элементами описания

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Типы речи.
  2. Характерные особенности типов текста.
  3. Повествование.
  4. Структура повествовательного текста.
  5. Описание.
  6. Грамматические особенности повествовательного текста.
  7. План работы над обучающим изложением.

Тезаурус

Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.

Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.

План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.

Каждый тип речи имеет отличительные признаки.

Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.

Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».

Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».

И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».

Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.

Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).

Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.

Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.

Развитие действия – это просьбы старухи.

То есть система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.

То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.

Развязка звучит так:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.

Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.

«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.

Раз он в море закинул невод, ̶

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.

Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Слова автора также могут играть роль описания.

Например:

«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».

Совсем другой образ у старухи.

А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».

Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.

Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:

«Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…

Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».

В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.

Повествование – это мир в движении.

Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.

Особенности повествования.

Содержание и форма текста

1.Соблюдается логическая последовательность.

2.Динамизм, смена событий.

3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).

Лексические средства

1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.

2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)

Морфологические средства

1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)

2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)

3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)

Синтаксические средства

1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).

3. Цепной вид связи.

Тренировочные задания:

  1. «Типы речи»

Каждому типу текста подберите соответствующее определение.

Текст задания:

Повествование –

Описание –

Рассуждение –

словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

статичные картины, детали.

рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.

Правильный ответ:

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Описание – статичные картины, детали.

Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  1. «План повествовательного текста»

Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.

Текст задания:

кульминация

развитие действия

экспозиция

развязка

завязка

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).

Правильный ответ:

  1. экспозиция
  2. завязка
  3. развитие действия
  4. кульминация
  5. развязка