Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 4
Раздел: «Текст. Предложение? Словосочетание» (Текст)
Тема: Как построить текст? Какие бывают тексты
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.
Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.
Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.
В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.
Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.
У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.
Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?
Собака и её тень.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.
Л. Толстой.
В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.
Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?
Подснежник.
Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 3. Базовый уровень сложности.
Тип – раскраска.
Текст вопроса
Раскрасьте одним цветом тип текста и его признаки.
Повествование | Почему? Зачем? | Признаки предмета. |
Описание | Что случилось? Что произошло? | Причины, доказательства. |
Рассуждение | Какой? | События, действия. |
Правильный ответ.
Повествование | Почему? Зачем? | Признаки предмета. |
Описание | Что случилось? Что произошло? | Причины, доказательства. |
Рассуждение | Какой? | События, действия. |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Прочитайте или найдите определение типов текста.
- Прочитайте таблицу, установите информацию, соответствующую разным типам текста.
- Выполните задание, раскрасьте.
- Проверьте, правильно ли сделали.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 6. Базовый уровень сложности.
Тип – выбор элемента из выпадающего списка.
Текст вопроса.
Прочитайте и укажите тип текста.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)
А) Текст – повествование;
Б) Текст – описание;
В) Текст — рассуждение.
Правильный ответ
А) Текст – повествование.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, какие бывают тексты, их особенности.
- Прочитайте текст.
- Определите особенности прочитанного текста.
- Определите тип текста.