Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 40. Вычитание вида 10 – □.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вычисления вида 10 – □ .
- Таблица сложения чисел первого десятка.
- Связь между сложением и вычитанием.
- Название компонентов и результатов арифметических действий.
Глоссарий по теме
Вычитание чисел из числа 10.
Таблица сложения чисел в пределах 10.
Таблица вычитания от 1 до 10.
Взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
Компоненты арифметических действий.
Знаки действий.
Ключевые слова
Таблица сложения чисел в пределах 10; таблица вычитания от 1 до 10; знаки действий.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 34 – 35.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 2 ч.– М.: Просвещение, — С. 20
На уроке мы узнаем, как выполнять вычитания вида 10- . Научимся пользоваться таблицей сложения и соответствующими случаями вычитания. Сможем составлять на основе таблицы сложения чисел таблицу вычитания чисел от 1 до 10.
Основное содержание урока.
Рассмотрите рисунок.
Этот дом – офисное здание. В нём ежедневно работают люди. После пяти часов вечера здание начинает пустеть, люди уходят домой. Ежедневно на каждом этаже работает по десять человек.
Определите, сколько человек задержалось после рабочего дня на каждом этаже, если цифрой указано количество людей, ушедших домой.
После того, как на пятом этаже закончили работать 8 человек, там осталось … два человека.
10 = 8 +
Значит, десять – это восемь и … два.
10 = 8 + 2 |
Сколько получится, если из десяти вычесть восемь? Получится два.
10 = 8 + 2 10 – 8 = 2 |
На четвёртом этаже уже закончили работу семь человек. Сколько человек там осталось?
Три.
Значит, десять – это семь и … три.
10 = 7 +
10 = 7 + 3 |
Сколько получится, если из десяти вычесть семь? Получится три.
10 = 7 + 3 10 – 7 = 3 |
Посмотрите на третий этаж здания, там уже закончили свою работу … шесть человек.
Сколько человек там осталось?
Четыре.
10 = 6 +
Значит, десять – это шесть и … 4.
10 = 6 + 4 |
Сколько получится, если из десяти вычесть шесть?
Получится четыре.
10 = 6 + 4 10 – 6 = 4 |
На втором этаже здания осталось пять человек, значит, домой ушли … пять человек.
Десять – это пять и … пять.
10 = 5 +
10 = 5 + 5 |
Сколько получится, если из десяти вычесть пять?
Получится пять.
10 = 5 + 5 10 – 5 = 5 |
Рассмотрите равенства, которые у нас получились.
Какое правило помогло нам узнать, какие числа должны были быть записаны в окошках?
Нам помогла таблица сложения на десять.
Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать различные числа из десяти.
Тема нашего урока: «Вычитание вида 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания».
Некоторые служащие здания приезжают на работу на общественном транспорте, а некоторые пользуются личным автомобилем. Утром на служебную парковку приезжает десять автомобилей.
Вечером автомобили разъезжаются.
Составим таблицу вычитания чисел из десяти.
Рассмотрите иллюстрацию.
Что произошло?
Один автомобиль уехал.
10 | 0 | 1 | |||||||||
10 |
Сколько автомобилей осталось?
Осталось девять. Запишем: один автомобиль уехал, осталось девять.
10 | 0 | 1 | |||||||||
10 | 9 |
Что мы видим теперь?
На стоянке нет двух автомобилей, осталось восемь.
10 | 0 | 1 | 2 | |||||||||
10 | 9 | 8 |
На следующей картинке мы видим, что уехало … три автомобиля, а осталось … семь.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
10 | 9 | 8 | 7 |
Теперь уехало четыре автомобиля, осталось … шесть.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
После того, как уехало 5 машин, осталось … пять.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 |
Со стоянки уехало шесть автомобилей, осталось стоять … четыре.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
После того, как со стоянки уехало семь автомобилей, там осталось стоять … три.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Теперь мы видим, что со стоянки уехало восемь автомобилей, и на ней осталось … два автомобиля.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Со стоянки уехало девять автомобилей, остался стоять … один автомобиль.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Когда десятый автомобиль забрали со стоянки, то машин больше не стало. Мы запишем: десять машин уехало, осталось ноль.
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Мы составили таблицу на вычитание числа из десяти.
10 – 1 = 9 |
10 – 2 = 8 |
10 – 3 = 7 |
10 – 4 = 6 |
10 – 5 = 5 |
10 – 6 = 4 |
10 – 7 = 3 |
10 – 8 = 2 |
10 – 9 = 1 |
10 – 10 = 0 |
Её нужно запомнить.
Разбор тренировочных заданий.
Запишите выражения и найдите их значения:
Ответ:
Решите задачу.
Гипермаркет занимает здание в 3 этажа, а гостиница на 7 этажей больше. Сколько этажей в здании, в котором расположена гостиница?
Ответ:
Заполните таблицу.
Ответ:
Решите задачу. Вечером перед закрытием супермаркета на двухэтажной парковке осталось 10 машин. На втором этаже машин на 2 меньше, чем на первом. Сколько машин на каждом этаже?
Закрась машины первого этажа жёлтым цветом, а машины второго этажа зелёным.
Ответ:
Вставьте пропущенные числа.
Ответ:
Выполните вычисления устно и по полученным ответам раскрасьте так:
ответ 8 – жёлтым,
ответ 5 – красным,
ответ 3 – зелёным,
ответ 10 – фиолетовым.
4 + 4 | 9 — 6 | 4 + 3 + 3 | 2 + 3 | 2 + 6 |
7 — 4 | 2 + 8 | 10 – 2 — 3 | 4 + 6 | 1 + 2 |
7 — 2 | 8 – 2 — 3 | 10 — 2 | 0 + 3 | 10 — 0 |
9 — 1 | 1 + 4 | 7 + 3 | 9 — 4 | 5 + 3 |
Ответ:
4 + 4 | 9 — 6 | 4 + 3 + 3 | 2 + 3 | 2 + 6 |
7 — 4 | 2 + 8 | 10 – 2 — 3 | 4 + 6 | 1 + 2 |
7 — 2 | 8 – 2 — 3 | 10 — 2 | 0 + 3 | 10 — 0 |
9 — 1 | 1 + 4 | 7 + 3 | 9 — 4 | 5 + 3 |
Дополните условие задач по рисунку и запишите их решение.
В нашем дворе … 2-этажных домов, а 10-этажных на … дома …. Сколько … — этажных домов в нашем дворе? | В нашем дворе … 10-этажных дома, а 2–этажных на … дома …. Сколько … — этажных домов в нашем дворе? |
В нашем дворе 5 2-этажных домов, а 10-этажных на 2 дома меньше. Сколько 10-этажных домов в нашем дворе? | В нашем дворе 3 10-этажных дома, а 2–этажных на 2 дома больше. Сколько 2-этажных домов в нашем дворе? |
Подсказка: чтобы правильно задать вопрос, обратите внимание на знаки действий в решении задач.
Заполните пропуски в математической цепочке.
Ответ:
Выберите верное решение.
Дорога от дома до школы занимает по времени 10 минут, а от школы до магазина на 3 минуты меньше. Сколько времени занимает дорога от школы до магазина?
Ответ:
Составьте и запишите примеры с ответом 8. Столько, сколько сможете.
= | 8 | = | 8 | = | 8 | = | 8 | |||||||||||||||
= | 8 | = | 8 | = | 8 | = | 8 | |||||||||||||||
= | 8 | = | 8 | = | 8 | = | 8 |
Ответ:
8 | + | 0 | = | 8 | 5 | + | 3 | = | 8 | 2 | + | 6 | = | 8 | 8 | — | 0 | = | 8 | |||
7 | + | 1 | = | 8 | 4 | + | 4 | = | 8 | 1 | + | 7 | = | 8 | 9 | — | 1 | = | 8 | |||
6 | + | 2 | = | 8 | 3 | + | 5 | = | 8 | 0 | + | 8 | = | 8 | 10 | — | 2 | = | 8 |
Верны ли высказывания? Отметьте знаком .
Ответ:
Решите задачу.
Возле дома на клумбе расцвели 9 астр. После того, как в букет сорвали 5 красных астр, на клумбе остались все фиолетовые и 1 красная. Сколько красных и фиолетовых астр было на клумбе?
Ответ покажите на рисунке, закрасив нужное количество фишек.
Ответ:
или
Между числами расставьте знаки «+» и «-», чтобы равенства стали верными.
Ответ:
Друзья живут в одном доме, но на разных этажах. Антон живёт на 3 этажа выше, чем Сергей, но на 2 этажа ниже, чем Кирилл. Кирилл живёт на десятом этаже. Кто на каком этаже живёт? Выполните записи к рисункам.
Ответ: