Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 40
Звонкие и глухие согласные
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Фонетика.
- Позиционные чередования согласных звуков.
- Звонкие согласные звуки.
- Глухие согласные звуки.
- Парные согласные звуки по глухости/ звонкости.
- Сонорные звуки.
- Смыслоразличительный характер.
- Оглушение согласных.
- Озвончение согласных.
- Аллитерация.
Тезаурус
Сонорные звуки – это согласные звуки, при образовании которых голоса больше, чем шума. Сонорные звуки не имеют пары по глухости.
Парные по глухости/ звонкости согласные в сильной позиции меняют лексическое значение слова, поэтому они носят смыслоразличительный характер.
Оглушение согласных – процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим согласным, оглушается (закон уподобления).
Озвончение согласных–процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким согласным, озвончается (закон уподобления).
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум./ Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием/ неучастием голоса в образовании согласного звука.Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие согласные:
[б] [бʼ]
[в] [вʼ]
[г] [гʼ]
[д] [дʼ]
[ж]
[з] [зʼ]
[йʼ]
[л] [лʼ]
[м] [мʼ]
[н] [нʼ]
[р] [рʼ]
Звонким является также звук [жʼ], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
Глухие согласные звуки произносятся без голоса и состоят только из шума, когда голосовые связки остаются расслабленными.
Глухими являются следующие согласные звуки:
[к] [кʼ]
[п] [пʼ]
[с] [сʼ]
[т] [тʼ]
[ф] [фʼ]
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[ш]
[щʼ]
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): «Стёпка, хочешь щец? – «Фи!». В этой фразе содержатся все глухие согласные.
По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком: наличием голоса, то есть звонкостью/ глухостью.
Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости/ звонкости согласных звуков:
[б] – [п] [бʼ] – [пʼ]
[в] – [ф] [вʼ] – [фʼ]
[г] – [к] [гʼ] – [кʼ]
[д] – [т] [дʼ] – [тʼ]
[з] – [с] [зʼ] – [сʼ]
[ж] – [ш]
Эти звуки являются либо звонкими парными, либо глухими парными.
Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят
[йʼ]
[л] [лʼ]
[м] [мʼ]
[н] [нʼ]
[р] [рʼ]
Такие звуки называются сонорными.
Все непарные звонкие согласные звуки находятся в слове лимонарий.
К глухим непарным относят:
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[щʼ]
Звуки [ш], [ж], [чʼ], [щʼ] называются шипящими.
Парность согласных по глухости/ звонкости носит смыслоразличительный характер, если парные согласные находятся в «сильной» позиции, например:шар – жар, голос – колос.
Слово «сонорный» происходит от лат. «сонорус»– «звонкий», восходит к древнему «свен»– «звучать». То есть русские слова звон, звенеть, звучать являются дальними родственниками слова сонорный. Звуки, которые всегда являются звонкими и не имеют глухой пары, называются сонорными.
Повторение согласных звуков в поэтических произведениях является средством выразительности, оно называется аллитерацией. Аллитерация выделяет и скрепляет слова в строке, придавая поэтическому произведению особую выразительность. Этот троп используется в скороговорках. Сравните:
Тише мыши, кот на крыше,
А котята ещё выше.
Гром гремит, гроза грохочет.
Тренировочные задания:
- «Непарные звонкие согласные»
Выберите непарные звонкие согласные звуки, сонорные.
Текст задания:
[б]
[йʼ]
[н]
[гʼ]
[д]
[м]
[в]
[л]
[лʼ]
[вʼ]
[рʼ]
[з]
[зʼ]
[р]
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что некоторые звонкие согласные звуки не имеют парности по глухости, их ещё называют сонорными. Для запоминания можно воспользоваться словом лимонарий.
Правильный ответ:
[й ʼ]
[н]
[м]
[л]
[л ʼ]
[р ʼ]
[р]
- «Глухие согласные»
Отметьте слова, в которых все согласные глухие.
Текст задания:
сказка
весна
кашка
шишка
свет
топот
поток
земля
пташка
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: глухие согласные звуки произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.
Глухими являются следующие согласные звуки:
[к] [кʼ]
[п] [пʼ]
[с] [сʼ]
[т] [тʼ]
[ф] [фʼ]
[х] [хʼ]
[ц]
[чʼ]
[ш]
[щʼ]
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь щец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные. Также в этом задании использовалось позиционное чередование звуков. В слове сказказвонкий согласный перед глухим согласным оглушается: ска[с]ка.
Правильный ответ:
сказка
кашка
шишка
топот
поток
пташка