Урок 40. Звонкие и глухие согласные

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 40

Звонкие и глухие согласные

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Фонетика.
  2. Позиционные чередования согласных звуков.
  3. Звонкие согласные звуки.
  4. Глухие согласные звуки.
  5. Парные согласные звуки по глухости/ звонкости.
  6. Сонорные звуки.
  7. Смыслоразличительный характер.
  8. Оглушение согласных.
  9. Озвончение согласных.
  10. Аллитерация.

Тезаурус

Сонорные звуки – это согласные звуки, при образовании которых голоса больше, чем шума. Сонорные звуки не имеют пары по глухости.

Парные по глухости/ звонкости согласные в сильной позиции меняют лексическое значение слова, поэтому они носят смыслоразличительный характер.

Оглушение согласных – процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим согласным, оглушается (закон уподобления).

Озвончение согласных–процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким согласным, озвончается (закон уподобления).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум./ Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием/ неучастием голоса в образовании согласного звука.Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие согласные:

[б] [бʼ]

[в] [вʼ]

[г] [гʼ]

[д] [дʼ]

[ж]

[з] [зʼ]

[йʼ]

[л] [лʼ]

[м] [мʼ]

[н] [нʼ]

[р] [рʼ]

Звонким является также звук [жʼ], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные звуки произносятся без голоса и состоят только из шума, когда голосовые связки остаются расслабленными.

Глухими являются следующие согласные звуки:

[к] [кʼ]

[п] [пʼ]

[с] [сʼ]

[т] [тʼ]

[ф] [фʼ]

[х] [хʼ]

[ц]

[чʼ]

[ш]

[щʼ]

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): «Стёпка, хочешь щец? – «Фи!». В этой фразе содержатся все глухие согласные.

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком: наличием голоса, то есть звонкостью/ глухостью.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости/ звонкости согласных звуков:

[б] – [п] [бʼ] – [пʼ]

[в] – [ф] [вʼ] – [фʼ]

[г] – [к] [гʼ] – [кʼ]

[д] – [т] [дʼ] – [тʼ]

[з] – [с] [зʼ] – [сʼ]

[ж] – [ш]

Эти звуки являются либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят

[йʼ]

[л] [лʼ]

[м] [мʼ]

[н] [нʼ]

[р] [рʼ]

Такие звуки называются сонорными.

Все непарные звонкие согласные звуки находятся в слове лимонарий.

К глухим непарным относят:

[х] [хʼ]

[ц]

[чʼ]

[щʼ]

Звуки [ш], [ж], [чʼ], [щʼ] называются шипящими.

Парность согласных по глухости/ звонкости носит смыслоразличительный характер, если парные согласные находятся в «сильной» позиции, например:шар – жар, голос – колос.

Слово «сонорный» происходит от лат. «сонорус»– «звонкий», восходит к древнему «свен»– «звучать». То есть русские слова звон, звенеть, звучать являются дальними родственниками слова сонорный. Звуки, которые всегда являются звонкими и не имеют глухой пары, называются сонорными.

Повторение согласных звуков в поэтических произведениях является средством выразительности, оно называется аллитерацией. Аллитерация выделяет и скрепляет слова в строке, придавая поэтическому произведению особую выразительность. Этот троп используется в скороговорках. Сравните:

Тише мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Гром гремит, гроза грохочет.

Тренировочные задания:

  1. «Непарные звонкие согласные»

Выберите непарные звонкие согласные звуки, сонорные.

Текст задания:

[б]

[йʼ]

[н]

[гʼ]

[д]

[м]

[в]

[л]

[лʼ]

[вʼ]

[рʼ]

[з]

[зʼ]

[р]

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что некоторые звонкие согласные звуки не имеют парности по глухости, их ещё называют сонорными. Для запоминания можно воспользоваться словом лимонарий.

Правильный ответ:

[й ʼ]

[н]

[м]

[л]

[л ʼ]

[р ʼ]

[р]

  1. «Глухие согласные»

Отметьте слова, в которых все согласные глухие.

Текст задания:

сказка

весна

кашка

шишка

свет

топот

поток

земля

пташка

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: глухие согласные звуки произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.

Глухими являются следующие согласные звуки:

[к] [кʼ]

[п] [пʼ]

[с] [сʼ]

[т] [тʼ]

[ф] [фʼ]

[х] [хʼ]

[ц]

[чʼ]

[ш]

[щʼ]

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь щец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные. Также в этом задании использовалось позиционное чередование звуков. В слове сказказвонкий согласный перед глухим согласным оглушается: ска[с]ка.

Правильный ответ:

сказка

кашка

шишка

топот

поток

пташка