Конспект урока
Русский язык. 1 класс.
№ 40
Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.
Задачи:
- Познакомиться с учебником и научиться им пользоваться
- Изучить виды речи, научиться отличать устную, письменную и речь про себя
- Научиться выделять предложения из теста
- Порассуждать о значении языка и речи в жизни людей
- Научиться анализировать речь людей
- Познакомиться с правилами речевого этикета и научиться их соблюдать
Результаты:
- Узнаем, какая бывает речь и что такое вежливая речь
- Научимся различать письменную и устную речь.
- Порассуждаем, зачем людям язык и речь
- Научимся правильно писать изученные буквы
- Понаблюдаем за собственной речью и речью других людей.
Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:
Как называется учебник?
С чем вас познакомит учебник?
Чему вас будет учить этот учебник?
Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.
Задание 1. Разгадайте кроссворд.
- Моя подружка так живет:
С утра она чернила пьет,
Потом я ей даю тетрадь,
Она по ней идет гулять. - То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … - Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
- Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?
ЧАСТЬ 1. РЕЧЬ
Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?
Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».
Как вы понимаете эти слова?
А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.
Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.
Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:
ГОВОРЕНИЕ
СЛУШАНИЕ
ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
_______________________ | _______________________ |
Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.
Задание 4.
Речь бывает письменная и устная.
Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»
Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov
Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.
По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.
Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.
Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.
ПРАКТИКА
Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?
Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?
Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:
- Колобок убежал от медведя
- Лиса съела колобка
- Старик попросил старуху испечь колобок
- Колобок встретил волка
- Колобок спел песенку зайцу
Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:
- читаем стихи Мы .
- песни веселые Я люблю ..
Спишите предложения в тетрадь.
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания
Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.
Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:
- СЛУШАНИЕ
- ГОВОРЕНИЕ
- ЧТЕНИЕ
- ПИСЬМО
Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.
1. __________________ | 2. __________________ | 3. _________________ | |
4. __________________ | 5. __________________ |
Какие это виды речи?
Подпишите картинки, используя слова из рамочки
Чтение
Письмо
Речь про себя
Говорение
Слушание
На какие две группы можно разделить виды речи?
Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?
2.
3.
Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?
ЧАСТЬ 2. ЯЗЫК
Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?
Что нужно, чтобы понять эти записи?
Что же такое язык?
Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык
Татары. Родной язык — татарский. | Осетины. Родной язык — осетинский |
Буряты. Родной язык – бурятский | Русские. Родной язык — русский |
Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:
Русский язык — это родной язык русского народа
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
Как вы понимаете эти слова?
Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.
Российская федерация – государство, в котором мы живем.
В других странах — другой государственный язык
Китайский язык – государственный язык Китая | Немецкий язык – государственный язык Германии | Английский язык – государственный язык США |
Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?
Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки
Италия | Арабский язык |
Франция | Японский язык |
Япония | Итальянский язык |
Объединенные Арабские Эмираты | Французский язык |
Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov
Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.
Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?
Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.
Дайте ножницы, расческу, Я вам сделаю прическу | |
Дайте мне скорей продукты: Мясо, зелень, сухофрукты, Рис, картофель … И тогда Ждет вас вкусная еда. | |
Чтобы сбить температуру Я вам выпишу микстуру |
Еще по речи можно понять:
— сколько человеку лет;
— мужчина это или женщина;
— какое у человека настроение.
Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?
А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?
Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:
Спасибо!
Пожалуйста!
Будьте добры!
Здравствуйте!
До свидания!
Благодарю!
Какие еще вежливые слова вы знаете?
Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?
А всегда уважительно разговариваете?
*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.
_____________________________________________
ПРАКТИКА
*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению
Здравствуйте! | Всего доброго! |
Спасибо! | Добрый день! |
До свидания! | Благодарю! |
Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть и не извиниться.
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место старшим.
- Не обращать внимание на обращение старших.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- Попрощаться выходя из помещения.
ВЕЖЛИВЫЕ | НЕВЕЖЛИВЫЕ |
Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?
- Доброе слово и кошке приятно
- Дурной человек в речах познается
- Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится
Запишите в тетрадь понравившееся предложение.
Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/
Инструкция: перейдите по ссылке -> прочитайте пословицу -> обдумайте (обсуди с товарищами) ее значение -> запишите в тетрадь, если значение понятно.
Задание 23. Соедините части пословиц
Слово — не воробей | а беседа умом |
Красно поле пшеном, | а длинный — наказание |
Без русского языка | вылетит — не поймаешь |
Доброе молчание | не сколотишь и сапога |
Острый язык – дарование, | лучше худого вранья |
ЗАПОМНИТЕ!
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.
Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.
ЛИТЕРАТУРА:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7
ОТВЕТЫ:
Задание 1. 1 – Ручка, 2 – Тетрадь, 3 – Учебники, 4 — Письмо
Ключевое слово: Речь
Задание 3. 1- чтение, 2 – говорение, 3 – письмо, 4 — слушание
Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.
Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.
Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.
Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.
Задание 9. 1 – чтение, 3 – слушание, письмо, 4 — говорение
Задание 10. 2, 4, 1, 3
Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.
Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.
Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.
Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.
Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.
Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.