Урок 41. Графика. Алфавит

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 41

Графика. Алфавит

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Звуковое письмо.
  2. Буква.
  3. Небуквенные графические знаки.
  4. Графика.
  5. Алфавит.
  6. Кириллица.
  7. Дисграфия.
  8. Аббревиатура.
  9. Алфавитный порядок.

Тезаурус

Аббревиатура – сложносокращённое слово, образованное из начальных букв, звуков или других начальных элементов словосочетания. При чтении аббревиатуры, состоящей из начальных букв словосочетания, используются алфавитные названия букв или произносятся звуки, обозначаемые этими буквами.

Алфавит – совокупность всех букв, расположенных в определённом общепринятом порядке.

Буква – это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма.

Звуковое письмо – письмо, при котором графический знак обозначает, как правило, отдельный звук речи.

Кириллица – славянский алфавит, созданный славянскими первоучителями Кириллом (Константином) и его братом Мефодием.

Небуквенные графические знаки – категория знаков письменности, не являющихся буквами, но использующихся в написании.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Письмо возникло в связи с потребностью людей в передаче речи на расстоянии и закреплении её во времени. Оно представляет собой средство общения при помощи графических знаков. В настоящее время у большинства народов мира принято звуковое письмо, при котором графический знак обозначает, как правило, отдельный звук речи. Звуковым является и русское письмо, его основными графическими средствами выступают буквы.

Буква – это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи.

Буквы бывают большие (или прописные) и маленькие (или строчные). Прописные буквы пишутся в начале предложений в начале имён собственных.

Письмо имеет также и небуквенные графические средства: знак ударения, дефис, знак параграфа, апостроф, пробелы между словами, разрядка (разрежённая расстановка букв в слове для выделения его в тексте), подчёркивание, выделение при помощи шрифтов, знаки препинания.

Раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками, называется графикой.

Совокупность всех букв, расположенных в определённом общепринятом порядке, называется алфавитом.

Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который около 863 года создали Кирилл и Мефодий. Они составили старославянский алфавит на основе греческого. Новую азбуку назвали кириллицей. От кириллицы происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский, болгарский.

Каждая из букв в русском алфавите имеет двойное графическое изображение: строчная (малая) и прописная (заглавная, большая) буквы.

Имеются различия в начертании букв в печатном и рукописном тексте.

10 букв передают гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Э, Ю, Я.

21 буква передаёт согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Буквы Ъ и Ь не передают никаких звуков, но они выполняют функцию разделительности, а также обозначают мягкость предшествующего согласного, часто играя смыслоразличительную функцию.

О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву! Не произносите вместо звука название буквы!

Необходимо правильно произносить звуки.

Смешение звуков – это проявление речевой недостаточности. Например: смешение шипящих со свистящими («подуска» вместо подушка, «деди» – дети, «бодарил» – подарил, «картовель» – картофель, «кокда» – когда, «собага» – собака, «груглый» – круглый).

Если Вы говорите неправильно, то и писать будете неправильно. Тогда это будет называться дисграфией, смешением букв.

Чтобы грамотно писать, необходимо правильно говорить.

В русском языке есть слова, образованные сокращением слова или словосочетания и читаемые по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него. Такие слова называются аббревиатура.

Буквенные аббревиатуры читаются по названию букв, например: РФ [эр-эф], СНГ [эс-эн-гэ], МГУ [эм-гэ-у]. Звуковые аббревиатуры: МИД [мид], ВУЗ [вуз], ГУМ [гум] (внутри аббревиатуры имеются гласные звуки). Буквенно-звуковые аббревиатуры: ЦСКА [цэ-эс-ка].

Есть особенности у аббревиатур, имеющих в своём составе звук [ф]: ФСБ. Так как в разговорном варианте мы произносим [фэ], то стало допустимо произношение [фэ-эс-бэ] наряду с [эф-эс-бэ]. За аббревиатурой США по традиции закрепилось произношение [сэ-шэ-а], а не [эс-ша-а]: читается по буквам, которые приняты не в литературном языке, а в разговорной речи.

Словарь Сергея Ивановича Ожегова гласит: «Грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Грамотность – это ещё и знания, причём в совершенно разных областях.

Тренировочные задания:

  1. «Графические средства письма»

Распределите понятия.

Текст задания:

Небуквенные графические средства:

Буквенные графические средства:

Варианты ответа:

пробелы между словами

строчные буквы

знаки препинания – , : ; » ! ? …

прописные буквы

дефис – —

знак параграфа – §

заглавные буквы

апостроф – ʼ

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, буква – это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи.

Небуквенные графические знаки –категория знаков письменности, не являющихся буквами, но использующихся в написании.

Правильный ответ:

Небуквенные графические средства: пробелы между словами, знаки препинания – , : ; » ! ? … , дефис – — , знак параграфа – § ,апостроф – ʼ.

Буквенные графические средства: строчные буквы, прописные буквы, заглавные буквы.

  1. «Библиотека»

Расположите фамилии классиков русской литературы в алфавитном порядке.

Текст задания:

А. С. Пушкин

И. А. Бунин

А. С. Грибоедов

Н. А. Некрасов

Л. Н. Толстой

В. В. Маяковский

М. Ю. Лермонтов

М. А. Булгаков

М. Е. Салтыков-Щедрин

И. С. Тургенев

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить порядок букв по алфавиту: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. Слова, начинающиеся с одной буквы, следует рассматривать со второй по алфавиту, с третьей и т. д.

Правильный ответ:

М. А. Булгаков

И. А. Бунин

А. С. Грибоедов

М. Ю. Лермонтов

В. В. Маяковский

Н. А. Некрасов

А. С. Пушкин

М. Е. Салтыков — Щедрин

Л. Н. Толстой

И. С. Тургенев

А. П. Чехов