Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 42. Литр.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вместимость — новая величина.
- Литр – единица измерения.
- Сравнение сосудов по вместимости.
- Упорядочивание сосудов, в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Глоссарий по теме
Литр.
Вместимость сосудов, как величина.
Сравнение сосудов по вместимости.
Ключевые слова
Вместимость; литр; вместимость сосудов в литрах; сравнение сосудовпо вместимости.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл.2 ч.– М.: Просвещение, — С. 22.
На уроке мы узнаем о новой величине – вместимости, и единице её измерения – литре. Научимся сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Основное содержание урока.
Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.
Как вы думаете, почему так произошло?
Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.
Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.
Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.
Какой вывод мы можем сделать?
Чем больше мерка, тем … меньше число измерений.
Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.
Даша и её младшая сестрёнка Полина наливали воду в таз. Даша подставляла под кран кувшин, набирала воды и выливала в таз.
Полина набирала воду в бутылку и тоже выливала в таз.
Девочки наливали воду по очереди и возвращались с пустыми сосудами одинаковое количество раз. Через некоторое время таз с водой стал полным.
Как вы думаете, кто из девочек налил в таз больше воды, а кто меньше?
Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем вместимость бутылки и кувшина.
Как нам это проверить?
Посмотрите, что получится, если Даша наполнит свой кувшин водой доверху и перельёт её в бутылку Полины.
Бутылка Полины оказалась полной, а кувшин пуст.
Можно сделать наоборот: из полной бутылки Полины переливаем воду в кувшин Даши. Что же мы видим?
Бутылка Полины пуста, а кувшин Даши наполнен водой доверху.
Какой можно сделать вывод?
Вместимость кувшина Даши и бутылки Полины имеют одинаковую мерку. Значит, Даша и Полина налили в таз одинаковое количество воды.
Чтобы правильно определять вместимость сосудов, надо иметь одинаковую мерку. Измеряют вместимость, или по-другому – ОБЪЁМ, сосудов в ЛИТРАХ.
Записывается это так:
Тема нашего урока: «Литр».
Разные ёмкости имеют разный объём:
Литр – это единая международная единица измерения объёма ёмкости, а ёмкость – это сосуд, в который помещена жидкость.
Посмотрите на изображение.
Объём жидкости в сосуде измеряется в литрах. В каждом кувшине 1 литр жидкости. Жидкость в кувшинах разная, а объём одинаковый – 1л.
Бутылка Полины и кувшин Даши имели одинаковый ОБЪЁМ, равный одному ЛИТРУ.
Каков был объём таза, в который девочки наливали воду, если известно, что каждая из них сходила за водой по 5 раз?
Ответ: 10 литров.
Разбор тренировочных заданий.
Объём ведра 9 литров. Сколько двухлитровых кувшинов можно заполнить водой из этого ведра?
5 | 4 | 3 | 6 |
Решите равенства:
Ответ:
Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какой сосуд вмещает 1л, 3л, 2л, 7л, 10л?
10л | 1л | 7л | 2л | 3л |
Ответ:
10л | 2л | 7л | 3л | 1л |
Наташа сравнивала объём воды в двух вёдрах. В одно ведро входит три бутылки воды, а в другое 3 кувшина. Выберите правильный ответ:
1. В вёдрах одинаковое количество воды.
2. В первом ведре воды меньше, чем во втором.
3. Это задание выполнить нельзя.
Прочитайте задачу, запишите решение.
В банке 3 л сока, а в кувшине на 1 л меньше. Сколько всего литров сока в банке и в кувшине?
Ответ:
Закрасьте уровень жидкости в банках так, чтобы в каждой следующей банке объём жидкости увеличивался.
Ответ:
В кружки налили чай. Сравните кружки по объёму. Выберите ту картинку, на которой точно можно сравнить объём жидкости.
Ответ: картинка № 3
Прочитайте условие задачи и рассмотрите таблицу.
На автозаправке папа купил две канистры с моторным маслом. Всего в двух канистрах было 9 литров масла. Укажите все возможные варианты объёма двух канистр с моторным маслом.
Ответ:
Заполните водой такое количество вёдер, чтобы наполнить бочку объёмом 12 литров. Объем каждого ведра составляет 3 литра.
Ответ:
Решите задачу.
В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Мама налила один стакан сока Андрею и один стакан сока Тане. Андрей попросил маму налить ему ещё один стакан сока. Сколько всего стаканов сока выпили дети? Сколько стаканов сока осталось в пакете?
Ответ:
Рассмотрите схему. Кто какой напиток выпил?
Заполните таблицу:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | |
Сергей | |
Татьяна | |
Миша | |
Юля |
Ответ:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | СОК |
Сергей | ЧАЙ |
Татьяна | КАКАО |
Миша | МОЛОКО |
Юля | СОК |
Сколько вёдер может получиться из этого количества воды?
Соберите пазлы в группы по 9л.
На каждой части пазл записано определённое количество воды, нужно собрать их в группы по 9 л.
Ответ: