Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 42
Раздел. Правописание частей слова
Тема. Правописание слов с удвоенными согласными
Цель:
научиться отличать орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной» от изученных орфограмм;
Задачи:
узнать, как правильно писать слова с удвоенной согласной;
научиться намечать способы проверки данной орфограммы.
На уроке
мы узнаем:
как правильно писать слова с удвоенной согласной;
мы научимся:
находить орфограмму;
мы сможем:
намечать способы проверки данной орфограммы.
Необходимо запомнить
Правописание слов в удвоенным согласным необходимо запомнить. Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.
Тезаурус
Корень слова, согласный, скопление согласных, орфографический словарь.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с удвоенной согласной;
- отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего в них и чем они различаются?
 
     
    
    
Аллея. Троллейбус. Хоккей. Теннис
Как видно, на картинках нарисованы аллея, троллейбус, хоккей, теннис. Слова эти пишутся необычно, во всех словах есть удвоенная согласная.
На этом уроке
Узнаем:
- как правильно писать слова с удвоенной согласной;
- отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
Научимся:
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Вы уже знаете, что трудные случаи написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Например, нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея с двумя л.
 
      
Галерея. Аллея.
Или почему в слове коридор и карикатура одно р, а в слове коррида – две?
 
      
      
Коридор. Карикатура. Коррида.
Вот к таким правилам и относится «Правописание слов с удвоенными согласными». Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.

Для того чтобы легче запоминать эти слова, нужно запоминать их не поодиночке, а «гнёздами».
Вот первое такое «гнездо».

Коллектив, коллективный, коллекционировать, коллекция.
Что означает слово «коллектив»? Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По латыни оно означает «собирательный», а у нас – собранных вместе людей, объединённых общим делом. От этого слова происходят слова «коллективизм», что обозначает «дух сотрудничества и взаимопомощи». Коллективный (выделить красным цветом) — общий, совместный. Коллекционировать (выделить красным цветом) – собирать какие – либо интересные однородные вещи. Коллекция (выделить красным цветом) – содержащееся в порядке собрание интересных вещей.
Итак, мы с вами выучили четыре слова: коллектив, коллективизм, коллективный, коллекционировать.
Теперь гнездо слов с удвоенным м.

Программа, программный, программист. Программирование, программированный, программировать.
У древних греков слово программа обозначало «объявление», «предписание».
В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программирование. (слова выделяются красным, после того как произносятся).
Для того чтобы запомнить некоторые из слов с удвоенными согласными, можно запомнить следующие двустишия.
Спросите, не повысив тона:
Что больше центнер или тонна. (Выделить красным).
| 
 | 
 | 
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
| 
 | 
 | 
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
| 
 | 
 | 
Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора.
| 
 | 
 | 
Если пьёте в школе квас.
Не забрызгайте весь класс.
| 
 | 
 | 
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
| 
 | 
 | 
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.

Сегодня будет «Кинопанорама».
Какая интересная программа.
Обратите внимание! Очень часто удвоенные согласные встречаются
- в корне слов иностранного происхождения: перрон;
- на стыке приставки и корня: поддержка;
- на стыке корня и суффикса.
Разбор заданий
Укажите, в каких словах удвоенная согласная в корне.
- Перрон
- Рассказать
- Лунный
Правильный ответ
Перрон.
Укажите слова, в которых пишется удвоенная согласная.
Ап…етит, трол…ейбус, авт…обус, грам…атика, тен…ис.
Правильный ответ
Аппетит, троллейбус, грамматика, теннис.
Повышенный уровень
Укажите, в каких словах удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
- Лунный
- Беззвёздный
- Аккуратный
Правильный ответ
Лунный.
Укажите синоним к слову «прилежный» с удвоенной согласной.
- Аккуратный.
- Коллективный.
- Ласковый.
Правильный ответ
Аккуратный.



 Урок 42. Правописание слов с удвоенными согласными
Урок 42. Правописание слов с удвоенными согласными










