Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
1 класс
Урок № 43
Тема: Что такое текст?
На этом уроке
Вы узнаете:
- Что такое текст.
- Что такое предложение и группа предложений.
- Что такое заголовок.
- Что у текста есть свои признаки.
Научитесь и сможете:
- Отличать текст от группы предложений.
- Подбирать заголовок к тексту.
- Выразительно и связно читать текст.
Ключевые слова
Текст, предложение, смысл, тема, заголовок.
Основное содержание урока
1. С детства вы привыкаете слушать рассказы и сказки, которые читают вам взрослые.
Когда вы слушаете их, то воображаете себя героями этих рассказов и сказок.
Что помогает автору так красочно и интересно рассказывать о событиях?
2. Помогает текст. Что же такое текст?
3. Текст нужно отличать от группы предложений. Рассмотрим примеры:
1.
Кошка пьет молоко.
Наступила весна.
Ученик сидит за партой.
2.
Светит весеннее солнышко.
На деревьях поют птицы.
По дорожкам весело бегут ручьи.
Первый пример – это группа предложений. Предложения не связаны между собой по смыслу.
Второй пример – это текст. Все предложения в нём связаны по смыслу. У предложений есть одна общая тема — «весна». К этому тексту можно подобрать заголовок «Наступила весна».
4. Вспомните известную русскую народную сказку «Три Медведя». Её пересказал для детей знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой. Иногда эту сказку ещё называют «Маша и три Медведя». Прочитайте начало сказки:
« Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя…»
Это текст. Все предложения в нём связаны по смыслу и по порядку: сначала девочка заблудилась в лесу, потом увидела домик и вошла в него. Этот маленький текст можно озаглавить. Например,
Девочка заблудилась в лесу
Давай подробно разберем последнее предложение из начала сказки. Посмотрите на слова:
три
медведи
жить
домик
этот
Чтобы составить из них предложение, нужно изменить слова. Получилось предложение:
В домике этом жили три медведя.
Предложение тоже выражает отдельную законченную мысль. Слова в нём связаны по смыслу. В конце каждого предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.
В устной речи между предложениями нужно делать паузу, понижая голос в конце предложения.
Продолжите самостоятельно читать сказку Л.Н. Толстого «Три Медведя» со взрослыми. Читайте её выразительно и связно по смыслу.
Если вы внимательно прочитаете сказку, то поймете, почему она называется «Три Медведя». Как бы вы сами назвали эту сказку?
Разбор типового тренировочного задания
1. Прочитайте текст. Какая основная мысль текста? Какой заголовок подходит к этому тексту?
Утром все ребята из пионерлагеря пошли на море. Купались, загорали, в мяч играли все вместе. А вечером у костра песни пели. Когда уже было поздно, вожатые сказали, что пора идти спать. Хорошо прошел день!
Море
Друзья
В пионерлагере
Хорошо летом
Ответ: Основная мысль текста — как интересно прошел день в пионерлагере. Поэтому правильный ответ — В пионерлагере.
2. Выберите из списка недостающие слова и подставьте правильно, чтобы получился текст. (Обратите внимание, что есть лишние слова)
Пчела
Пчела летала по лугу и собирала … Рядом с одним цветком ей повстречались две девочки. Они рассказывали друг другу смешные … Пчела долго сидела и слушала их … А потом вспомнила, что ей пора возвращаться к работе, и полетела …
1) мёд 2) цветы 3) дальше 4) истории 5) рассказы 6) пыльцу
Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно подставить слова:
пыльцу, истории, рассказы, дальше.
3. Вычеркните предложение, которое по смыслу не относится к данному тексту.
Белочка
Белочка довольная возвращается из леса с полным лукошком орехов. Она очень рада, что смогла насобирать полную корзинку. Вчера весь день шел дождь. Теперь она сможет всех угостить орехами!
Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно вычеркнуть предложение: Вчера весь день шел дождь.