Урок 44. Признаки текста: целостность, связность, законченность

Поделиться:
Конспект урока

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 44

Тема: «Признаки текста: целостность, связность, законченность»

На уроке Вы узнаете:

Как отличить текст от набора предложений

Какими признаками обладает текст.

Что такое целостность, связность, законченность текста.

Основные термины и понятия:

Целостность – текст имеет свое содержание, тематическое единство.

Связность — предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

Законченность — текст имеет смысловую законченность.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017. с. 10

Теоретический материал:

Сегодня мы будем говорить о тексте. Давайте вспомним, что такое текст? Текст – два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу и обозначающих законченную мысль.

А какие бывают признаки текста?

Давайте рассмотрим пример. Сегодня в этом нам поможет Лев Николаевич Толстой.

Прочитайте читайте текст «Лгун»

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и раз, и два, и три раза… Случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать:

+- Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять, как всегда, обманывает, и — не послушали его. Волк видит, что бояться нечего: перерезал все стадо.

Это текст и у него есть идея, смысл: это басня о том, что никогда не надо обманывать, лгать, потому что плохо будет тому, кто обманывает. Если ты обманываешь один раз, второй раз, то потом тебе не поверят. И когда нужна будет действительно помощь, то никто не поможет. Подумают, что опять обман.

Этот текст имеет начало, в котором рассказывается, что делал мальчик. Мальчик стерёг овец, будто увидал волка, стал звать на помощь.

Каждое последующее предложение в этом тексте зависит от предыдущего. Они тесно между собой связаны: Мальчик звал на помощь. Мужики прибежали. Но это оказалось неправдой. Он обманывал и раз, и два, и три. Когда волк действительно прибежал, и мальчик стал кричать, мужики его не послушали.

Текст имеет конец. Лев Николаевич Толстой говорит читателям, к чему приводит ложь.

Во-первых: в каждом тексте история имеет начало и конец, имеет содержание как единой целое.

Во-вторых: предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Они все имеют одну тему. И одно предложение вытекает из другого.

Таким образом мы нашли признаки текста.

Целостность.

Целостность – это когда текст имеет свою тему

Следующий признак текста — связность

Связность – это когда предложения в тексте связаны между одной одной темой

Ещё один признак текста – это законченность

Законченность – это когда текст имеет смысловую законченность, то есть главная мысль раскрыта до конца

Итак, признаки текста это: целостность, связность, законченность

Послушайте ещё один текст, который написал Лев Николаевич Толстой «Галка и голуби».

Перед Вами предложения из этого текста. Прочитайте их.

Скажите, можно ли их назвать текстом?

  • Тогда голуби её прогнали.
  • Галка увидела, что голубей хорошо кормят.
  • Голуби подумали, что она голубь, и пустили её.
  • Она выбелилась и влетела в голубятню
  • Но галки испугались и тоже прогнали её.
  • Галка полетела назад к галкам.
  • Но галки испугались и тоже прогнали её.

….. (пауза 3 сек) Правильно, нет. Предложения не имеют смысловой связи. Давайте вместе составим из этих предложений текст.

Первое предложение – это начало текста — Галка увидела, что голубей хорошо кормят.

И она решила попасть в голубятню, но голуби – белые, а она чёрная. Поэтому мы берём следующее предложение: «Она выбелилась и влетела в голубятню». Голуби пустили её, потому что приняли её за голубя. Итак, третье предложение: «Голуби подумали, что она голубь, и пустили её.». Вспомните, что было в рассказе дальше? — Но галка забылась и закричала по – галочьи. Что после этого сделали голуби?….. (пауза 3 сек) Правильно, прогнали её. Что осталось галке сделать? — Галка полетела назад к галкам. Но галки её не узнали, потому что она была белая. Заключительное предложение: «Но галки испугались и тоже прогнали её».

Галка увидела, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по – галочьи. Тогда голуби её прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.

Получили целостный текст, в котором история рассказана от начала до конца. Все предложения связаны между собой по смыслу.

Целостность – текст имеет свое содержание, тематическое единство

Связность — предложения в тексте связаны между собой по смыслу

Законченность — текст имеет смысловую законченность

Разбор заданий

Упражнение 1.

Перед вами фрагмент рассказа детского писателя Евгения Пермяка «Ах». Не все предложения здесь стоят на своем месте. Расставьте предложения по порядку, чтобы получился текст

«Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!»

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

______________________________

Упражнение 2.

Познакомимся с еще одной басней Л.Н. Толстого. Она называется «Солдат». Если ты в правильном порядке поставишь предложения, то получится текст.

— Солдат вбежал в дом и вынес ребёнка.

— Солдат сказал, что он войдёт в дом.

— А в доме остался ребёнок.

— Горел дом.

— Никто не мог войти в дом.

— Все кричали, что он может сгореть.

_________________________

Упражнение 3.

Давайте вспомним определения. Из чего состоит текст?

Текст состоит из _____.

Предложение состоит из _____.

Предложение выражает _______ мысль.

Слова в предложении связаны по ____ .

Первое слово в предложении записывается с _____ _____.