Урок 45. Правописание приставок и предлогов

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

Урок № 45

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание предлогов и приставок.

Цель:

учиться проверять орфограммы в приставках и суффиксах.

Задачи:

вспомнить опознавательные признаки орфограммы;

научиться находить и проверять орфограммы в приставках и суффиксах.

Тезаурус

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.

Предлог – это самостоятельная часть речи.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • какие орфограммы есть в написании предлогов и приставок;

Научимся:

  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм;

мы сможем:

применять способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем словосочетания. Что в них особенного?

Добрался до школы.

Скатился с горки.

Отплыл от берега.

Пропел про школу.

Как видно, в этих словосочетаниях приставка и предлог совпадают. Приставки пишется слитно со словом (глаголом), предлог пишется раздельно со словом (существительным).

На этом уроке

Узнаем:

  • какие орфограммы есть в написании предлогов и приставок;

Научимся:

  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Вспомним, что такое приставка?

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.

Всего в русском языке примерно 49 приставок. Но все приставки мы будем изучать в начальной школе. В таблице представлено лишь часть приставок, в основном, те, которые изучаются в 2 – 4 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под —

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С —

Предлог – это самостоятельная часть речи.

Своё название получило из греческого языка, означает «перед словом». Предлогов больше чем приставок: их примерно 200. Однако по своей частоте употребления занимает 4 место (после имени существительного, глагола, местоимения). Наиболее употребляемые: в, на, с, к, по, за, у, из, о.

Как видно, предлоги и приставки могут быть одинаковыми. Важно их различать, потому что приставки пишутся слитно со словом, а предлоги раздельно со словом. Как различить? Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке. Шёл по лесной тропинке. По – предлог. Зашёл за товарищем. Зашёл (за кем?) за товарищем. В слове зашёл за – приставка. За товарищем – за – предлог.

Обратим внимание, что предлоги никогда не употребляются с глаголами: побежать, налететь, укрыть и т.д.

Также важно понимать, в каком случае, какой предлог можно употребить.

Как-то раз, перед каникулами, в одном классе возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.

— Мы с родителями любим отдыхать в Крыму, — сказала Маша.

— А мы отправимся на Кавказ, мой папа любит горы, — заявил Глеб.

— А мы будем путешествовать по Золотому кольцу России, поедем в Углич, в Рязань, в Москву. Очень жду этой поездки, — сказала Света.

— А нас ждут бабушка с дедушкой на дачу в Ленинградскую область, — громко сказали братья Вова и Саша.

Обратим внимание, что при одних словах употребляется предлог на, а при других в. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с. То есть, если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока. Если мы говорим в Москву, в Таганрог, в Крым, в Севастополь, то нужно сказать из Крыма, из Севастополя, из Таганрога, из Москвы.

Разбор заданий

Укажите приставки.

  1. (За)пел, (за)пев, (за)кричал.
  2. (За)домом, (за)столом, (за)светом.

Правильный ответ

Запел, запев, закричал.

Укажите предлог.

  1. (На)столе.
  2. (На)писать.
  3. (На)море.

Правильный ответ

На столе, на море.

Укажите предлог и приставку.

(С)востока (по)тянул ветерок.

Правильный Ответ

С востока потянул ветерок.