Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
Урок № 45
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание предлогов и приставок.
Цель:
учиться проверять орфограммы в приставках и суффиксах.
Задачи:
вспомнить опознавательные признаки орфограммы;
научиться находить и проверять орфограммы в приставках и суффиксах.
Тезаурус
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- какие орфограммы есть в написании предлогов и приставок;
Научимся:
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм;
мы сможем:
применять способы проверки орфограмм.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем словосочетания. Что в них особенного?
Добрался до школы.
Скатился с горки.
Отплыл от берега.
Пропел про школу.
Как видно, в этих словосочетаниях приставка и предлог совпадают. Приставки пишется слитно со словом (глаголом), предлог пишется раздельно со словом (существительным).
На этом уроке
Узнаем:
- какие орфограммы есть в написании предлогов и приставок;
Научимся:
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Вспомним, что такое приставка?
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Всего в русском языке примерно 49 приставок. Но все приставки мы будем изучать в начальной школе. В таблице представлено лишь часть приставок, в основном, те, которые изучаются в 2 – 4 классах.
До- По- Про- | О-/об От- Под — | На- Над – За- | Пред – Пере- При- | Вы – В – У – С — |
Предлог – это самостоятельная часть речи.
Своё название получило из греческого языка, означает «перед словом». Предлогов больше чем приставок: их примерно 200. Однако по своей частоте употребления занимает 4 место (после имени существительного, глагола, местоимения). Наиболее употребляемые: в, на, с, к, по, за, у, из, о.
Как видно, предлоги и приставки могут быть одинаковыми. Важно их различать, потому что приставки пишутся слитно со словом, а предлоги раздельно со словом. Как различить? Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке. Шёл по лесной тропинке. По – предлог. Зашёл за товарищем. Зашёл (за кем?) за товарищем. В слове зашёл за – приставка. За товарищем – за – предлог.
Обратим внимание, что предлоги никогда не употребляются с глаголами: побежать, налететь, укрыть и т.д.
Также важно понимать, в каком случае, какой предлог можно употребить.
Как-то раз, перед каникулами, в одном классе возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.
— Мы с родителями любим отдыхать в Крыму, — сказала Маша.
— А мы отправимся на Кавказ, мой папа любит горы, — заявил Глеб.
— А мы будем путешествовать по Золотому кольцу России, поедем в Углич, в Рязань, в Москву. Очень жду этой поездки, — сказала Света.
— А нас ждут бабушка с дедушкой на дачу в Ленинградскую область, — громко сказали братья Вова и Саша.
Обратим внимание, что при одних словах употребляется предлог на, а при других в. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с. То есть, если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока. Если мы говорим в Москву, в Таганрог, в Крым, в Севастополь, то нужно сказать из Крыма, из Севастополя, из Таганрога, из Москвы.
Разбор заданий
Укажите приставки.
- (За)пел, (за)пев, (за)кричал.
- (За)домом, (за)столом, (за)светом.
Правильный ответ
Запел, запев, закричал.
Укажите предлог.
- (На)столе.
- (На)писать.
- (На)море.
Правильный ответ
На столе, на море.
Укажите предлог и приставку.
(С)востока (по)тянул ветерок.
Правильный Ответ
С востока потянул ветерок.