Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 46. Конкретный смысл действия умножение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Изучение умножения, моделирование действия умножения с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей
Глоссарий по теме:
Умножение — математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-49.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –
7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10
Всего на рисунке 10 свечей.
Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.
Всего таких слагаемых два: 5 + 5
Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.
Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)
Слово «Умножение» на письме обозначают точкой» *
Точка – это знак умножения.
Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.
Второе число — 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.
5 . 2 = 10
Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.
Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.
Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.
Вместо 3+3+3+3, пишут 3*4. Читают: «по три взять четыре раза» или «три умножить на четыре»
Рассмотрим следующий рисунок.
Квадраты можно считать вертикально, по 4 квадрата в 2 столбиках, что значит «по 4 взять 2 раза», тогда 4+4=8, или 4* 2=8
Квадраты можно считать горизонтально, по 2 квадрата в 4 строках, что значит «по 2 взять 4 раза», тогда 2+2+2+2=8, или 2*4=8
И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.
Посчитаем яблоки.
Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.
Тренировочные задания.
1. Замените сложение умножением:
16 + 16 + 16 =
7 + 7 =
10 + 10 + 10=
Правильный ответ:
16 + 16 + 16 = 16 · 3
7 + 7 = 7 · 2
10 + 10 + 10 = 10 · 3
2. Подчеркните строку, в которой правильно заменили сложение умножением:
3 + 3 + 3 = 3 · 2
6 + 6 = 2 · 6
5 + 5 + 5 = 5 · 3
Правильный ответ:
3 + 3 + 3 = 3 · 2
6 + 6 = 2 · 6
5 + 5 + 5 = 5 · 3