Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 46. Конкретный смысл действия умножение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Изучение умножения, моделирование действия умножения с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей

Глоссарий по теме:

Умножение — математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –

8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-49.

  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10

Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

Всего на рисунке 10 свечей.

Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.

Всего таких слагаемых два: 5 + 5

Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.

Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)

Слово «Умножение» на письме обозначают точкой» *

Точка – это знак умножения.

Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.

Второе число — 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.

5 . 2 = 10

Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.

Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.

Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.

Вместо 3+3+3+3, пишут 3*4. Читают: «по три взять четыре раза» или «три умножить на четыре»

Рассмотрим следующий рисунок.

Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

Квадраты можно считать вертикально, по 4 квадрата в 2 столбиках, что значит «по 4 взять 2 раза», тогда 4+4=8, или 4* 2=8

Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

Квадраты можно считать горизонтально, по 2 квадрата в 4 строках, что значит «по 2 взять 4 раза», тогда 2+2+2+2=8, или 2*4=8

Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.

Посчитаем яблоки.

Урок 46. Конкретный смысл действия умножение

Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.

Тренировочные задания.

1. Замените сложение умножением:

16 + 16 + 16 =

7 + 7 =
10 + 10 + 10=

Правильный ответ:

16 + 16 + 16 = 16 · 3

7 + 7 = 7 · 2
10 + 10 + 10 = 10 · 3

2. Подчеркните строку, в которой правильно заменили сложение умножением:

3 + 3 + 3 = 3 · 2

6 + 6 = 2 · 6

5 + 5 + 5 = 5 · 3

Правильный ответ:

3 + 3 + 3 = 3 · 2

6 + 6 = 2 · 6

5 + 5 + 5 = 5 · 3