Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 47
Слово и его лексическое значение
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Понятие «лексическое значение».
2. Особенности словарной статьи толкового словаря.
3. Различные виды толковых словарей, принцип работы со словарём.
Тезаурус
Лексика – словарный состав языка.
Толковый словарь – вид словаря с описанием значений слов.
Словарная помета – способ краткой стилистической характеристики слова.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Большой толковый словарь русского языка // Под ред. С. А. Кузнецова. 2-е изд. – СПб., 2000.
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. – М., 1997.
3. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. – М.: АСТ, 2008.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда вы слышите незнакомое слово, вам хочется узнать, что оно означает и как его правильно использовать.
Обратимся к отрывку из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Что означает слово – землянка?
Можно спросить у кого-нибудь, а можно обратиться к специальной книге – толковому словарю. Толковыми такие словари называются, потому что они толкуют, то есть объясняют слова.
Землянка – жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли.
Как вы думаете, сколько слов в языке? Это очень трудный вопрос, ведь слова появляются и исчезают, а главное – нет ни одного человека, который знал бы все слова своего языка. Большой толковый словарь русского языка, например, содержит 130 000 слов. Но есть словари, в которых содержатся значения только старинных слов – архаизмов или, наоборот, совсем недавно появившихся – неологизмов.
Кто же пишет словарь, если слов так много? Этим занимаются учёные-лексикографы. Сначала для каждого слова лексикограф составляет специальную карточку, которая в словаре становится словарной статьёй. Статья начинается с самого слова, часто мы узнаём грамматические сведения, например, род слова, его окончания. Далее следует толкование, затем – примеры употребления.
Давайте прочитаем эту словарную статью.
ЗЕМЛЯНКА, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая з. Жить в землянке. З. в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен).
Землянка, множественное число – землянки, родительный падеж – землянок, дательный – землянкам. Женский род. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая землянка. Жить в землянке. Землянка в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен). Обратите внимание на то, что в примерах употребления определяемое слово сокращают до первой буквы для краткости.
Объяснить значения слова можно разными способами:
1) подобрать близкие по смыслу слова – синонимы;
2) указать на отличительные признаки предмета;
3) раскрыть значение частей слова.
Почти в каждой словарной статье можно встретить специальные словарные пометы, что они означают, можно прочитать в начале словаря.
МАЛЬЧИШКА, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; м. Разг. = Мальчик (1-2 зн.).
Например, из этой статьи мы понимаем, что слово мальчишка является разговорным и означает то же, что и слово мальчик в первом и втором значении.
ТОЛМАЧ, -а; м. Устар. Переводчик (обычно посредник в беседе, разговоре).
А из этой, что слово толмач является устаревшим, и в наше время мы говорим переводчик.
Обратите внимание на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту. Если же два слова начинаются на одну букву, то нужно смотреть на вторую, третью и так далее.
Слова, которые есть у нас в голове, составляют наш словарный запас. Он бывает активным и пассивным. В активном – слова, которые мы используем в речи или на письме, а к пассивному относятся слова, которые мы знаем, но не используем. И таких слов обычно в несколько раз больше! Хорошо иметь богатый словарный запас. Для того чтобы его увеличить, читайте книги, газеты, журналы, энциклопедии, а если встречаете незнакомое слово – проверяйте его значение в словаре!
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделение цветом
Выделите цветом в тексте статьи специальные словарные пометы.
АВАНТАЖНЫЙ, авантажная, авантажное; авантажен, авантажна, авантажно (разг. устар.). Представительный, видный, находящийся в выгодном положении. Авантажный вид. «Кажется, я очень авантажен: хорошо одет и напомажен.» Некрасов.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Мы знаем, что словарная помета – это способ краткой стилистической характеристики слова. Нужно найти в статье слова, которые указывает на особенности слова, сферы его использования. Это слова разг., и устар., которые сообщают, что слово является устаревшим и подходит/подходило для использования в разговорной речи.
Правильный ответ:
АВАНТАЖНЫЙ, авантажная, авантажное; авантажен, авантажна, авантажно (разг. устар. ). Представительный, видный, находящийся в выгодном положении. Авантажный вид. «Кажется, я очень авантажен: хорошо одет и напомажен.» Некрасов.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите правильный ответ.
Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в (этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Вспомнить о разных видах словарей. Этимологический словарь содержит сведения о происхождении слов, словообразовательный, как следует из названия, сообщает о способе образования слова, а орфографический словарь как раз помогает проверить правильное написание слова. Толковый же словарь содержит толкования, то есть значения слов.
Правильный ответ:
Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.