Урок 47. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 1 класс

Урок № 47. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как выполнить сложение и вычитание для случаев вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10?

Глоссарий по теме:

Сложение – арифметическое действие, объединение двух и более объектов (или чисел).

Слагаемое – числа, которые соединены знаком сложения (плюс +); компонент действия сложения.

Сумма – результат сложения двух и более чисел.

Вычитание – действие обратное сложению.

Уменьшаемое – число, из которого вычитают.

Вычитаемое – число, которое вычитают.

Разность – результат вычитания.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 52.
  2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите выражения.

14 + 1 10 + 7 17 – 7

10 – 9 18 – 1 17 – 10

Значения каких выражений мы не можем вычислить?

10 + 7 17 – 7 17 – 10

Почему? Не знаем.

Вычислите остальные суммы и разности. Проверьте.

14 + 1 = 15 10 – 9 = 1 18 – 1 = 17

Как найти сумму чисел 10 и 7? Разности чисел 17 и 7? Разности чисел 17 и 10?

Урок 47. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации

Найдем сумму чисел 10 и 7. 10 – это 1 десяток. 1 десяток плюс 7 единиц получится 1десяток 7 единиц, то есть 17. Значит, 10 + 7 = 17.

Найдем разность чисел 17 и 7. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 7, то останется 10.

17 – 7 = 10

Найдем разность чисел 17 и 10. 17 – это 10 и 7. Если вычесть 10, то останется 7.

17 – 10 = 7.

Составим по рисунку суммы и разности и вычислим их.

Урок 47. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации

На рисунке 1 десяток палочек, то есть 10, и ещё 6 палочек.

10 + 6 = 16 16 – 6 = 10 16 – 10 = 6

Решим задачу. В букете 10 васильков, а ромашек – на 3 цветка больше. Сколько ромашек в букете?

Для решения задачи выберем действие сложение. Ромашек столько, сколько васильков, и ещё 3 цветка.

10 + 3 = 13 (р.)

Ответ: 13 ромашек.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Зная нумерацию двузначных чисел, мы можем быстро находить суммы и разности для случаев вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.

□ + 5 = 15; 10 + □ = 17; □ – 10 = 8; 12 — □ = 10.

Проверьте.

10 + 5 = 15; 10 + 7 = 17; 18 – 10 = 8; 12 – 2 = 10.

2. Подчеркните верные равенства.

10 + 3 = 13; 19 – 9 = 10; 17 – 10 = 16;

14 – 4 = 1; 13 – 10 = 1; 6 + 10 = 16.

Проверьте.

10 + 3 = 13; 19 – 9 = 10; 17 – 10 = 16;

14 – 4 = 1; 13 – 10 = 1; 6 + 10 = 16.