Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 48. Алгоритм письменного умножения на двузначное число
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Алгоритм умножения на двузначное число.
— Правила записи выражения при умножении столбиком.
Глоссарий по теме:
Алгоритм – установленная последовательность действий, выполняемых по строго определённым правилам. Безошибочное следование этим правилам приводит к решению поставленной задачи.
Двузначное число – число, состоящее из двух знаков.
Неполное произведение – результат умножения на число единиц, десятков.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. 3 ч. – М.: 2013. – С. 42-44.
2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
3. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 2. М.: Просвещение, 2012. – С. 37-39.
4. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник для 3 класса нач. шк. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 87-88.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Умножим 37 на 64.
Вычисления удобно записывать вместе в виде одного столбика. Для этого сначала записываем второй множитель под первым так, чтобы десятки оказались под десятками, а единицы под единицами. Умножение в столбик начинают с низшего разряда единиц. Умножим первый множитель на число единиц, то есть 37 умножим на 4, получим первое неполное произведение 148.
Умножим первый множитель на число десятков, то есть 37 умножим на 6, получим второе неполное произведение 222 десятка.
Обрати внимание, что второе неполное произведение подписывают под первым так, чтобы десятки оказались под десятками. При этом последний 0 в разряде единиц подразумевается, но не записывается. Другими словами, в записи суммы число десятков сдвигают на 1 разряд влево.
Сложим неполные произведения, получим ответ 2368.
Из всего сказанного составим алгоритм письменного умножения на двузначное число.
1.Умножим первый множитель на число единиц.
2.Умножим первый множитель на число десятков.
3.Сложим неполные произведения.
4.Читаем ответ.
Итак, чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить.
Задания тренировочного модуля:
1. Подчеркните строку в записи умножения столбиком, в которой допущена ошибка.
Правильный вариант: строка с числом 158
2. В кинотеатре 18 рядов по 32 места в каждом ряду. Сколько мест в 8 рядах?
Выберите один правильный вариант ответа.
Варианты ответа: 32; 256; 576
Правильный вариант: 256