Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для 1 класса
Урок № 49 «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»
На уроке мы узнаем:
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения;
мы научимся:
определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу;
мы сможем:
самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.
Цель:
научиться ставить знаки препинания в конце предложения.
Задачи:
узнать, какие знаки ставятся в конце предложения;
научиться определять постановку знака препинания в конце предложения по смыслу;
научиться самостоятельно определять границы предложения и ставить в конце каждого соответствующий знак препинания.
Тезаурус:
1. Предложение – это слово или группа слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
2. Новое предложение всегда пишется с большой буквы.
3. В конце каждого предложения ставится знак препинания.
4. Знаки препинания в конце предложения – это точка, вопросительный знак и восклицательный знак.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017. с.12
Теоретический материал:
Часть 1.
Что такое предложение?
Например:
Весна.
Это предложение.
Начало предложения всегда пишется с большой заглавной буквы.
В конце предложения ставится точка. Это говорит о том, что предложение закончилось.
Мы закончили мысль.
Так выглядит схема этого предложения.
Давайте посмотрим на следующее предложение. Пришла весна. Это предложение из двух слов. Здесь схема выглядит так: слово с заглавной буквой, потом еще одно слово и точка.
А в предложении «Пришла тёплая весна.» уже три слова, и схема выглядит так: Слово с заглавной буквы, еще два слова и точка.
Теперь вы умеете составлять схемы предложений! Молодец!
Часть 2.
Посмотрите на текст.
Весна разбудила все живое над полями жужжат первые жучки красивые бабочки порхают с цветка на цветок шмели ищут нектар и пыльцу, а в мае по травке начинают ползать божьи коровки.
Этот текст читать очень трудно. Он совсем непонятный, потому что в нём нет пауз. Чтобы нам было удобно читать и понимать текст, нужно расставить знаки препинания, тогда мы сразу поймем, что мысль закончена. Мы ставим точку в конце предложения, а следующее предложение обязательно начинаем с большой буквы.
Весна разбудила все живое.
Мысль закончена. Ставим точку. Начинается следующее предложение, а ты помнишь, что каждое новое предложение начинается с большой буквы.
Посмотри, как правильно должны стоять знаки препинания и какие слова пишутся с заглавной буквы.
Весна разбудила все живое. Над полями жужжат первые жучки. Красивые бабочки порхают с цветка на цветок. Шмели ищут нектар и пыльцу. А в мае по травке начинают ползать божьи коровки.
Теперь мы можем прочитать этот текст, и нам будет всё понятно. Прочитайте текст с соблюдением всех пауз.
Часть 3.
Но это еще не всё!
Посмотрите на эти предложения. Как вы думаете, чем они отличаются?
Скоро наступит весна.
Скоро наступит весна?
Скоро наступит весна!
Точку вы уже знаете. Обратите внимание на схему предложения.
Скоро наступит весна.
А в конце второго предложения стоит вопросительный знак. Мы его пишем, когда задаем вопрос и читаем такие предложения тоже с вопросительной интонацией. Обратите внимание на схему предложения. В предложении схема тоже начинается со слова с заглавной буквой, а в конце стоит вопросительный знак.
Скоро наступит весна?
В конце последнего предложения стоит восклицательный знак. Мы ставим его, когда хотим показать изумление, волнение, сильное чувство и радость.
Скоро наступит весна!
Читать предложения нужно с разной интонацией с разной интонацией.
Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит точка, мы понижаем голос в конце. Попробуй: Скоро наступит весна.
Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит вопросительный знак, наш голос плывет вверх.
Скоро наступит весна?
Когда мы читаем предложение, в конце которого стоит восклицательный знак, то мы показываем голос своё отношение. Сейчас, например, мы очень рады. Прочитай с выражением.
Скоро наступит весна!
Упражнение 1. Какая схема соответствует предложению:
Саша читает сказку.
Варианты ответов:
а) .
б) ?
в) !
д) .
Упражнение 2. Составьте из слов предложение. Запиши.
листья с падают деревьев Разноцветные .
____________________________________
Упражнение 3. Зачеркните неверное утверждение:
А. Предложение – это слово или группа слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
Каждое новое предложение пишется с большой буквы.
Б. В конце каждого предложения ставится знак препинания.
В. Точка ставится в конце предложения, в котором мы что-то спрашиваем.
Упражнение 4. Выберите правильный ответ.
С большой буквы я начинаюсь,
Слова по смыслу содержу,
Меня и книге прочитают,
Напишут, скажут и споют.
Могу сказать я, что случилось,
И выражаю удивление.
Могу вопрос задать игриво.
Мне имя будет ….
Варианты ответа:
а) предложение
б) запятая
в) точка
г) вопросительный знак
д) восклицательный знак