Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок № 49. Преобразование условия и вопроса задачи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как составить задачи-цепочки?
- Как можно преобразовать задачу?
Глоссарий по теме:
Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.
Условие задачи – это то, что нам известно.
Вопрос задачи – это то, что нужно узнать.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с.60, 61.
- Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова –7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.30,31.
- Математика. Тесты. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.23, 34
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Попробуем решить такую задачу: «Мама заготовила на зиму вишнёвое и земляничное варенье. Вишнёвого варенья было больше, чем земляничного. Сколько банок с вишнёвым вареньем заготовила мама? Сколько всего банок варенья было заготовлено?»
В нашей задаче есть условие, есть вопрос, но решить её мы не можем. Чего же не хватает в задаче, чтобы её можно было решить? В задаче нет данных, т.е. нам неизвестно, сколько было банок с земляничным вареньем и на сколько банок больше было вишнёвого варенья.
Такие задачи называются задачами с недостающими данными. Чтобы решить задачу, нужно вставить в текст задачи числа. Попробуем это сделать. Пусть земляничного варенья было 6 банок, а вишнёвого на 4 банки больше.
> ? на 4 б. >
> ??
Прочитаем получившуюся задачу. «Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья, а вишнёвого на 4 банки больше, чем земляничного. Сколько всего банок того и другого варенья было заготовлено?»
Можем сразу ответить на вопрос задачи? Нет, потому что не знаем, сколько было банок с вишнёвым вареньем. Чтобы ответить на вопрос задачи, нам нужно знать, сколько заготовили земляничного варенья и сколько заготовили вишнёвого варенья. Нам неизвестно количество вишнёвого варенья.
Разобьём задачу на две задачи-цепочки, которые умеем решать. Первая задача:
«Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья, а вишнёвого на 4 банки больше, чем земляничного. Сколько банок вишнёвого варенья было заготовлено?».
Во второй задаче нам нужно знать количество банок земляничного и вишнёвого варенья. Но мы по-прежнему не знаем количество вишнёвого варенья. Поэтому сначала решим первую задачу.
6 + 4 = 10 (б.)
Ответ: 10 банок вишнёвого варенья
Составим теперь вторую задачу: «Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья и 10 банок вишнёвого варенья. Сколько всего банок того и другого варенья было заготовлено?»
Решим вторую задачу: 6 + 10 = 16 (б.)
Ответ: 16 банок вишнёвого и земляничного варенья заготовила мама.
Делаем вывод: при составлении задач-цепочек, нужно решить первую задачу, а потом эти данные вставить во вторую задачу.
Для примера составим задачи-цепочки про пирожные с шоколадом и пирожные с малиной.
Первая задача: «Для дня рождения купили 6 пирожных с шоколадом и 4 пирожных с малиной. Сколько всего пирожных купили для дня рождения?»
Решим задачу: 6 + 4 = 10 (п.)
Ответ: 10 пирожных купили для дня рождения.
Чтобы составить вторую задачу, воспользуемся результатом первой задачи. «Для дня рождения купили 10 пирожных. За столом съели 8 пирожных. Сколько пирожных осталось?»
Решим вторую задачу: 10 – 8 = 2 (п.)
Ответ: 2 пирожных осталось.
Вывод: в задачах-цепочках чтобы ответить на вопрос второй задачи, сначала нужно решить первую.
Тренировочные задания.
1. Выберите решение задачи.
Варианты ответов:
5 — 2 = 3 (ст.)
5 + 2 = 7 (ст.)
Правильные ответы:
5 — 2 = 3 (ст.)
2. Вставьте нужное число в текст задачи, чтобы получились задачи-цепочки.
Правильный ответ: