Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 1 класс

Урок № 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как составить задачи-цепочки?
  2. Как можно преобразовать задачу?

Глоссарий по теме:

Задача это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.

Условие задачи это то, что нам известно.

Вопрос задачи – это то, что нужно узнать.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с.60, 61.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова –7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.30,31.
  3. Математика. Тесты. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.23, 34

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Попробуем решить такую задачу: «Мама заготовила на зиму вишнёвое и земляничное варенье. Вишнёвого варенья было больше, чем земляничного. Сколько банок с вишнёвым вареньем заготовила мама? Сколько всего банок варенья было заготовлено?»

В нашей задаче есть условие, есть вопрос, но решить её мы не можем. Чего же не хватает в задаче, чтобы её можно было решить? В задаче нет данных, т.е. нам неизвестно, сколько было банок с земляничным вареньем и на сколько банок больше было вишнёвого варенья.

Такие задачи называются задачами с недостающими данными. Чтобы решить задачу, нужно вставить в текст задачи числа. Попробуем это сделать. Пусть земляничного варенья было 6 банок, а вишнёвого на 4 банки больше.

> ? на 4 б. > Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

> ?? Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Прочитаем получившуюся задачу. «Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья, а вишнёвого на 4 банки больше, чем земляничного. Сколько всего банок того и другого варенья было заготовлено?»

Можем сразу ответить на вопрос задачи? Нет, потому что не знаем, сколько было банок с вишнёвым вареньем. Чтобы ответить на вопрос задачи, нам нужно знать, сколько заготовили земляничного варенья и сколько заготовили вишнёвого варенья. Нам неизвестно количество вишнёвого варенья.

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Разобьём задачу на две задачи-цепочки, которые умеем решать. Первая задача:

«Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья, а вишнёвого на 4 банки больше, чем земляничного. Сколько банок вишнёвого варенья было заготовлено?».

Во второй задаче нам нужно знать количество банок земляничного и вишнёвого варенья. Но мы по-прежнему не знаем количество вишнёвого варенья. Поэтому сначала решим первую задачу.

6 + 4 = 10 (б.)

Ответ: 10 банок вишнёвого варенья

Составим теперь вторую задачу: «Мама заготовила на зиму 6 банок земляничного варенья и 10 банок вишнёвого варенья. Сколько всего банок того и другого варенья было заготовлено?»

Решим вторую задачу: 6 + 10 = 16 (б.)

Ответ: 16 банок вишнёвого и земляничного варенья заготовила мама.

Делаем вывод: при составлении задач-цепочек, нужно решить первую задачу, а потом эти данные вставить во вторую задачу.

Для примера составим задачи-цепочки про пирожные с шоколадом и пирожные с малиной.

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Первая задача: «Для дня рождения купили 6 пирожных с шоколадом и 4 пирожных с малиной. Сколько всего пирожных купили для дня рождения?»

Решим задачу: 6 + 4 = 10 (п.)

Ответ: 10 пирожных купили для дня рождения.

Чтобы составить вторую задачу, воспользуемся результатом первой задачи. «Для дня рождения купили 10 пирожных. За столом съели 8 пирожных. Сколько пирожных осталось?»

Решим вторую задачу: 10 – 8 = 2 (п.)

Ответ: 2 пирожных осталось.

Вывод: в задачах-цепочках чтобы ответить на вопрос второй задачи, сначала нужно решить первую.

Тренировочные задания.

1. Выберите решение задачи.

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Варианты ответов:

5 — 2 = 3 (ст.)

5 + 2 = 7 (ст.)

Правильные ответы:

5 — 2 = 3 (ст.)

2. Вставьте нужное число в текст задачи, чтобы получились задачи-цепочки.

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачиПравильный ответ:

Урок 49. Преобразование условия и вопроса задачи