Урок 5. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенные годы

Поделиться:
Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 5.

Тема – Национальный вопрос и национальная политика в послевоенные годы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.

2. Положение в «старых» и «новых» республиках.

Тезаурус:

Буржуазный национализм – идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Разделяет людей в обществе не по классовому, а по национальному признаку, проповедует единство антагонистических классов внутри нации, стремится установить господство буржуазии определенной нации по отношению к другим нациям.

Депортация – высылка из государства или насильственное переселение куда-либо как мера уголовного или административного наказания.

Еврейский антифашистский комитет – общественная организация в СССР, образованная органами НКВД в начале 1942 года при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции для пропагандистских целей за рубежом, вместо первоначально планировавшегося Х. Эрлихом и В. Альтером международного Еврейского антигитлеровского комитета.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

Космополитизм – воззрение, признающее своим отечеством весь мир, отвергающее идею защиты своего отечества и идею национальной самостоятельности.

Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. В советской экономической науке использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

Национальная консолидация — Исторический процесс формирования и развития нации, предпосылкой которой служит наличие этнической и языковой основы, территории, культурных, бытовых и других связей.

Паломничество – посещение святых мест с целью поклонения.

Повстанцы – участник восстания, партизанского движения.

Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Спецпереселенцы — лицо, выселенное из места проживания, преимущественно в отдалённые районы страны без судебной или квазисудебной процедуры. Особая категория репрессированного населения СССР.

Хадж – паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на Арафате. После этого посещается и обходится.

Основная и дополнительная литература

Учебник «История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Филиппов А.В.. Новейшая история России, 1945—2006 гг. : кн. для учителя / А.В. Филиппов. — М. : Просвещение. — 494 с.. 2007

История России. Хрестоматия. 6-10 класс. В 2-х частях под ред. Торкунова. М.: 2015. — Ч-2.

Видеофрагмент «Юные герои России Идеал русского человека в 1941-1945» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ln_sSCpovLY

Видеофрагмент «Архивные кадры, посвященные депортации чеченцев и ингушей в 1944 году». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DKmb-WX0OI0

Теоретический материал для самостоятельного изучения

События Второй мировой войны показали важность единства народов Советского государства. В СССР в середине XX века проживало более ста национальностей: 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 автономных областей.

Самым крупным регионом СССР являлся РСФСР. В 1952 году в нем й проживало почти шестьдесят процентов населения страны. Большую роль в развитии союзного государства играли русские – более половины населения крупного государства. Руководящие должности и научная сфера были представлены в основном представителями этого народа. Так, в 50-е годы ХХ века они составляли более шестидесяти процентов научных кадров. Большое значение в консолидации Советского союза как полинационального государства играл русский язык. На нем велось обучение, вся официальная документация. Кроме того, это был язык общения между представителями разных народов. Заметная роль русских в Союзном государстве не давала дополнительные преимущества этому народу. Послевоенное восстановление совместно велось всеми народами большой страны.

Тяжелые военные годы не решили противоречия, которые сформировались в довоенное время в национальной политике. Укрепление республик и развитие нацкультуры шло на фоне нарастающего контроля и репрессий. Силой оружия подавлялись волнения среди националистов Латвии, Литвы, Эстонии, западной части Украины, Белоруссии. Повстанцев уничтожали, а тех, кто подозревался в антисоветских воззрениях, депортировали.

В 40-е – 50-е гг. отмечался поступательный рост промышленного производства в республиках СССР. Одним из основополагающих факторов этого процесса стала эвакуация предприятий в восточную часть страны в военные годы. Кроме того, в прежде аграрных регионах страны, таких как Казахстан, Киргизия, Армения, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония высокими темпами вводились в эксплуатацию заводы. Процесс создания крупного машинного производства двигал научно-технический прогресс, усиливал экономическое взаимодействие между регионами Советского государства. Шел активный процесс переселения людей вслед за возведением новых предприятий. Происходило этническое смешение и это зачастую приводило к конфликтам между представителями разных наций – сложно было привыкнуть к новым традициям.

В консолидации народов страны большую роль сыграло развитие национальных культур. Улучшали систему образования, готовили и выдвигали квалифицированных специалистов нацменьшинств. Система вузов во многих регионах развивалась с опережением. «В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане – в 3 раза, в Молдавии – более чем в 3 раза» (Горинов, 2016). Всесоюзные центры давали возможность получить образование представителю любой народности. «Продолжали открывать на местах национальные академии наук: с 1945 по 1951 гг. центры науки организовали в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане» (Горинов, 2016). В других республиках работали отделения Академии наук СССР (Киргизия, Молдавия, Якутия, Дагестан и др.).

Национальные традиции и религия тормозили процесс консолидации общества. Например, государственные власти проводили политику борьбы с «пережитками прошлого» в Средней Азии. Женщин пытались вовлечь в общественную деятельность, учебу, шли мероприятия по ликвидации многоженства. Высокая рождаемость привела к сдвижению пропорции этнического состава Советского государства. Это касалось республик Средней Азии, Закавказья, Казахстана.

Конфессии в послевоенное время развивались в иных условиях. Вера оставалась основой самосознания народов Советского Союза. Тяжелое положение страны в 40-е гг. заставило руководство пойти навстречу верующим. Вера показала тогда свою роль в объединении общества. 2К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%» (Горинов, 2016). Строились мечети, в 1945 г. группа советских паломников-мусульман отправилась в Мекку (хадж).

Руководство страны оставалось атеистическим. Повышение значения религии в сознании советского человека не могло не беспокоить власти. Конфессиональные группы ставились под серьезный контроль. Окончательно вытеснить веру коммунистической идеологией и светскими обрядами не удалось.

«Контроль национальных кадров и интеллигенции осуществлялся через идеологическую проработку и репрессии. В 1945-1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость» (Горинов, 2016). Книги, посвященные истории движения горцев Кавказа, в 1950 году были подвергнуты изучению и критике. Дагестанских, азербайджанских и московских историков обвинили в идеализации образа Шамиля. Подобные акции имели место и в других регионах союзного государства. При этом обвинения часто были несправедливыми. Национальной интеллигенции не давали обсуждать реальные творческие и научные проблемы, которые были достойны изучения и обсуждения. Их политизировали, а авторов объявляли «врагами».

Еврейская национальность также подвергалась постоянному преследованию. Руководство страны обвиняло еврейские организации в подражании Западу. С 1946 г. в СССР секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов стал пропагандировать борьбу против «западного влияния» на культуру СССР. Это вело к сворачиванию культурных контактов с западными государствами, широко развивавшихся в годы войны. Обострение отношений с США стало причиной разворачивания противостояния со всем Западом.

Израиль становится союзником США. Это повлекло к еще большему напряжению отношений между СССР и Еврейским государством. По поручению Сталина в 1948 г. органы госбезопасности уничтожили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссера С. М. Михоэлса. В конце того же года распустили советский Еврейский антифашистский комитет, который занимался международной поддержкой Советского Союза. Поводом стало обвинение в антисоветской пропаганде. В 1949 году началась борьба с «космополитизмом». Лидеров организации приговорили к расстрелу в 1952 г. Участились аресты советских евреев.

Межнациональные противоречия усиливались дискриминацией по этническому признаку и беспочвенными репрессиями. Это было опасно для мультинационального Советского государства.

На начало 1953 г. количество ссыльных превышало 2,7 миллионов человек. В основном среди них были немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки. Насильственное переселение малых народов тормозило развитие союзных республик.

Среди спецпереселенцев было много украинцев, эстонцев, литовцев, греков и др. На новых территориях репрессированных встретил суровый климат и отсутствие приемлемых условий для проживания. «Усугубило положение высланных народов решение, изданное в 1948 г.: «переселение в отдаленные районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства» (Горинов, 2016). Сотни тысяч людей лишились возможности вернуться домой, нарушителей ждало до двадцати лет тюрьмы.

Среди депортированных народов распространялись антиправительственные настроения. Несправедливое массовое наказание, отсутствие диалога со стороны власти обостряло ситуацию. Ссыльные желали вернуться на родину, однако были лишены права вернуться на Родину.

Примеры и разбор решения заданий

1. Ответьте на вопросы:

  1. Лицо, выселенное из места проживания, преимущественно в отдалённые районы страны без судебной или квазисудебной процедуры?
  2. Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники?
  3. Процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу?

Правильные варианты:

1. Спецпереселенцы

2. Научно-технический прогресс

3. Индустриализация

2. Какое из приведенных объединений не является общественной организацией в СССР, образованной в начале 1942 года при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции для пропагандистских целей?

Варианты ответов:

  1. РСФСР
  2. НКВД
  3. Еврейский антифашисткий комитет
  4. Совинформбюро

Правильные варианты:

1.РСФСР

2.НКВД

4.Совинформбюро