Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 50

Раздел. Имя существительное.

Тема. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать части речи, называть их; отличать имя существительное от других частей речи, называть особенности имени существительного, определять имя существительное одушевлённое и неодушевлённое, различать их.

Тезаурус

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками.

Морфология — отдел грамматики, изучающий формы слов.

Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет.

Предмет — всякое материальное явление, вещь.

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто?

Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что?

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • какие имена существительные являются одушевлёнными, какие – неодушевлёнными;

Научимся:

  • определять одушевлённые имена существительные и неодушевлённые;
  • различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • узнавать устаревшие имена существительные.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Назовём предметы, которые на ней представлены. Определим, на какой вопрос они отвечают.

Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Лиса, журавль, мальчик. Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? Значит, это имена существительные.

Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Грибы (лисички), колодец (журавль), тарелка. Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопрос что? Значит, это также имена существительные.

Вспомним, одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? Кто? Игорь, ребята, художник, аист.

Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что? Что? Зима, пальто, воздух, музыка.

Прочитаем слова. Определим, какие из них являются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными.

Учительница, берег, ребята, осень.

Учительница- слово обозначает людей, отвечает на вопрос кто? – является одушевлённым.

Берег – слово не обозначает людей, животных, отвечает на вопрос что? – является неодушевлённым.

Ребята – слово обозначает людей, отвечает на вопрос кто? – является одушевлённым.

Осень – не обозначает людей, животных, отвечает на вопрос что? – является неодушевлённым.

Рассмотрим картинки. Знакомы ли вам предметы, которые изображены?

Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Урок 50. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Карета Бояре. Длань.

Как видно, на картинках изображены предметы, которые сейчас нельзя встретить в современном мире: карета, бояре. Есть предметы, которые существуют и сейчас, но называются они по-другому. Длань – рука.

Таких слов в русском языке много. Это устаревшие слова. Они уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления. Которые исчезли из современной жизни: бурлак (тот, кто тянул за верёвку пароходы по реке), боярин (в царской России – титул), другие слова заменены новыми: ветрило – парус, ланиты – щёки, длань — рука, уста – губы, око – глаз.

Разбор заданий

Укажите одушевлённое имя существительное.

  1. Сахар.
  2. Лес.
  3. Юноша.

Правильный ответ

Юноша.

Укажите неодушевлённое имя существительное.

  1. Мальчик.
  2. Ученица.
  3. Пластилин.

Правильный ответ

Пластилин.

Укажите одушевлённое имя существительное, которое обозначает животных.

  1. Морж
  2. Рабочий
  3. Лесник.

Правильный ответ

Морж.

Повышенный уровень

Установите соответствия.

Одушевленные имена существительные

Яичница, суп, омлет.

Неодушевлённые имена существительные

Лиса, морж, тюлень

Правильный ответ

Одушевленные имена существительные

Лиса, морж, тюлень

Неодушевлённые имена существительные

Яичница, суп, омлет