Урок 50. Что такое члены предложения?

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 50 «Что такое члены предложения?»

На уроке Вы узнаете:

  1. Как составлять предложения из слов.
  2. Какие есть признаки предложения.
  3. Как правильно их записывать.
  4. Как правильно составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.
  5. Как правильно списывать текст в тетрадь.

Цель:

узнать, что такое члены предложения.

Задачи:

узнать, что называют членами предложения;

уметь начинать и заканчивать предложения;

научиться самостоятельно создавать предложения из группы слов.

Тезаурус

  1. Предложение – это слово или группа слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
  2. Заглавная буква – большая буква, с которой начинается первое слово в предложении.
  3. Слова в предложении называются членами предложения.
  4. В конце предложения мы всегда ставим знак препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017. с. 10

Теоретический материал:

Часть 1.

Подумайте, какой вариант является предложением?

А) кошка холодный Пить молоко

В) Корова даёт вкусное молоко.

Правильный ответ: Корова даёт вкусное молоко.

Как Вы думаете, почему?

Корова даёт вкусное молоко. Это предложение, вариант А) кошка холодный Пить молоко – просто группа слов. Почему это не предложения? Всё очень просто. Слова стоят не по порядку и в неправильной форме, поэтому это просто группа слов. В предложении все слова должны быть связаны между собой по смыслу.

Попробуйте составить из слов предложение:

кошка холодный Пить молоко. ___________________________________

Правильный ответ: Кошка пьёт холодное молоко.

Как ещё мы можем отличить предложения от обычной группы слов?

А очень просто! У предложения есть свои признаки, особенности:

  1. Предложение состоит из слов;
  2. Слова в предложении всегда пишутся раздельно;
  3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы;
  4. В конце предложения ставится знак препинания: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
  5. Предложение всегда выражает законченную мысль.

Давайте теперь посмотрим на предложение, которые мы составили. Все ли признаки предложения здесь есть?

Кошка пьёт холодное молоко.

  1. Предложение состоит из слов.
  2. Все слова написаны раздельно,
  3. Первое слово написано с заглавной буквы,
  4. В конце предложения стоит знак препинания (точка)
  5. Предложение выражает законченную мысль, то есть мы понимаем, что делает кошка. Кошка пьёт холодное молоко.

Слова в предложении называются членами предложения.

В этом предложении есть 4 члена предложения. Они все связаны между собой, и мы можем это доказать. Давайте ответим на вопросы.

О ком предложение? О кошке.

Что делает кошка? Кошка пьёт.

Что пьёт кошка? Молоко.

Какое молоко пьёт кошка? Вкусное.

Часть 2.

Сейчас мы будем учиться правильно и быстро списывать текст.

Это очень легко, если знать и соблюдать несколько правил.

Текст нужно списывать по предложению.

Сначала запомните правило.

  1. Прочитайте предложение и повторите его, чтобы понять и запомнить.
  2. Отметьте орфограммы, чтобы знать опасные места, на которые нужно обратить особое внимание.
  3. Прочитайте вслух слова так, как они написаны.
  4. Закройте глаза и повтори.
  5. Пишите по памяти, диктуя себе, как было написано и отмечайте орфограммы.
  6. Проверьте.

Читайте по слогам и слушайте себя, всё ли верно написано, сверяйте опасные места, всё ли отмечено и правильно и правильно ли поставлены буквы.

Посмотрим, как это работает.

  1. Читаем предложение:

На поляне стоит старый дуб.

  1. Выделяем орфограммы
  • поляне – безударная гласная в корне. Проверочное слово «поле».
  • стоит — безударная гласная в корне. Проверочное слово «стой».
  • дуб — написание глухих согласных в корне слова. Проверочное слово «дубы».
  1. Теперь прочитайте вслух, выделяй голосом орфограммы: На поляне стоит старый дуб.
  2. Закрываем глаза и повторяем еще раз.
  3. Запишите предложение.
  4. Проверьте.

Упражнение 1.

Спишите текст.

На поляне стоит старый дуб. Солнце светило очень ярко. Это был хороший летний день.

Упражнение 2.

Выберите ответ, который НЕ является предложением. Объясните свой выбор.

А) Дедушка я и лес ходить в.

Б) Летом в лесу очень красиво.

В) Соловьи поют красивые песни.

Г) Шустрая белочка прыгает по деревьям.

Упражнение 3.

Расставьте знаки препинания.

Сегодня мы с мамой пекли пирог … Какой же вкусный получился у нас пирог … А вы любите готовить …

Упражнение 4.

Вставьте слова в пропуски.

Над полями и лесами всё ярче светит ____. Прилетают ____ из тёплых краёв. ____ вылезают из берлог. Вся земля ____ ото сна! Какое это время года? Это _______!

солнце, птицы, медведи, просыпается, весна.

Упражнение 5.

Перепишите текст в тетрадь. Выделите красным цветом все заглавные буквы в начале предложений, а синим цветом все знаки препинания в конце предложений.

Моя бабушка живёт в деревне. Летом она выращивает клубнику. Какая же вкусная клубника у моей бабушки! А вы любите ягоды?