Урок 51. Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трёхзначное число: закрепление

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 51. Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трёхзначное число: закрепление

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как письменно делить числа, оканчивающиеся нулями?

— какой алгоритмом письменного деления чисел, оканчивающихся нулями?

Глоссарий по теме:

Деление – действие, обратное умножению.

Частное — результат деления.

Делимое — число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.

Остаток – число, которое получается при делении с остатком и которое показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 — М.; Просвещение, 2017. – с.25-26

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 2. М.; Просвещение, 2016. – с.31-33

3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы.4 класс. М.: Просвещение, 2017. – с.58-63

4. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 81-88

5. Аргинская И.И. Математика. 4 класс. Часть 1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012., стр. 18-21.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмoтрим случай умнoжения, когда оба множителя оканчиваются нулями.

490 • 580.

Числа, оканчивающиеся нулями, записывают так, чтобы нули находились справа от последней цифры, отличной от нуля. Умнoжим 49 десятков на 8, получим первое неполное делимое 392 десятка. Умнoжим 49 десятков на число сотен 5, получим второе неполное произведение 245 сотен. Сложим неполные произведения, получаем ответ 2842 сотни. Выразим 2842 сотни в единицах, получится 284200. Другими словами к полученному результату нужно приписать справа два нуля.

4

9

0

5

8

0

3

9

2

2

4

5

2

8

4

2

0

0

Умнoжим два трёхзначных числа, в разряде десятков которых стоят нули – 408 • 607. Во втором мнoжителе 0 десятков. Поэтому при умнoжении столбиком у нас получится не 3 неполных произведения как при умнoжении на трехзначное число, а только 2 неполных произведения. Умнoжим первый множитель 408 на число единиц 7, получим первое неполное произведение 2856. Так как во втором множители 0 десятков, значит, переходим к умнoжению сотен. Умнoжим первый множитель 408 на число сотен 6. Результат начинаем записывать под сотнями. Получим второе неполное произведение 2448сотен. Слoжим неполные произведения, получаем ответ 247656.

4

0

8

6

0

7

2

8

5

6

2

4

4

8

2

4

7

6

5

6

Число, оканчивающееся нулями, записывают так, чтобы нули находились справа от последней цифры, отличной от нуля. Записывать второй множитель будем под сотнями. Другими словами, запись второго множителя сдвигают влево на количество нулей в первом множителе. Заменим число 7500 произведением чисел 75 и 100. Умножим 75 на 39.

Умножим первый множитель на число единиц, то есть 75 умножим на 9, получим первое неполное произведение 675. Умножим первый множитель на число десятков, то есть 75 умножим на 3, получим второе неполное произведение 225. Сложим неполные произведения. В результате получим 2925. Полученный результат умножим на 100. Для этого припишем справа два нуля.

Урок 51. Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трёхзначное число: закрепление

Задания тренировочного модуля:

Выделите цветом правильную запись.

Урок 51. Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трёхзначное число: закрепление

Правильный ответ: 2.

2. В какой строке в записи умножения столбиком допущена ошибка в вычислениях?

Урок 51. Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трёхзначное число: закрепление

Правильный вариант: 25624.