Конспект урока
Математика, 1 класс.Урок № 51.
Итоговый урок по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как образуются числа второго десятка?
— Как выполнять вычисления вида 10+5, 15-5, 15-10?
Глоссарий по теме:
Единицы – это наименьший разряд в записи любого числа.
Десяток – это второй разряд в записи числа. Один десяток содержит 10 единиц.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.и др. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/–6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с.56-58.
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. С. 40-41.
3. Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. 2 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016. С. 30-32.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, как образуются числа второго десятка.
Десять единиц образуют десяток.
Один квадрат положим на десять квадратов, получим одиннадцать.
Число одиннадцать состоит из одного десятка и одной единицы. Записываем число 11 двумя цифрами один. Первая цифра обозначает число десятков, вторая-число единиц.
Положим еще один квадрат, т.е. на десять квадратов положим два квадрата, получим два на десять или двенадцать.
Число 12 состоит из одного десятка и двух единиц. Записываем число 12 цифрами один и два. Цифра один обозначает число десятков, цифра два — число единиц.
Прибавим еще квадрат. Получится число тринадцать.
Число 13 состоит из одного десятка и трех единиц. Записываем число 13 цифрами один и три. Цифра один обозначает число десятков, цифра три -число единиц.
Четыре на десять – четырнадцать.
Пять на десять – пятнадцать.
Шесть на десять – шестнадцать.
Семь на десять – семнадцать.
Восемь на десять – восемнадцать.
Девять на десять – девятнадцать.
Десять на десять, получилось два десятка, или число 20.
Число двадцать состоит из двух десятков. Записывается число двадцать цифрами два и ноль. Цифра два обозначает число десятков, цифра ноль-число единиц.
Вспомним, как выполнять вычисления вида 10+5, 15-5, 15-10.
Найдем сумму чисел десять и пять. Десять– это один десяток, плюс пять единиц, получится 1десяток 5 единиц или пятнадцать.
10+5=1дес. +5ед.=1дес.5ед.
10+5=15
Найдем разность чисел пятнадцать и пять. Пятнадцать – это 1десяток и пять единиц, если вычтем пять единиц, останется 1десяток или десять.
15 – 5=1дес. 5ед.-5 ед.=1дес.
15 – 5=10
Найдем разность чисел пятнадцать и десять. Пятнадцать –это 1десяток и пять единиц, если вычтем 1десяток, останется пять единиц.
15 – 10=1дес. 5ед.-1дес.=5ед.
15 – 10=5
Тренировочные задания.
1. Расставьте знаки +, -, чтобы запись стала верной
3*4*10=17
16*6*3=13
15*10*4=1
14*4*8=18
Правильные ответы:
3+4+10=17
16-6+3=13
15-10-4=1
14-4+8=18
2. Прочитайте условие задачи, выберите из вариантов ответа вопрос, чтобы задача решалась в два действия
В одной вазе было 8 астр, а в другой на 2 астры больше.
Варианты ответов:
1.Сколько астр было во второй вазе?
2. Сколько астр в двух вазах вместе?
3. Сколько ваз стояло на столе?
Правильный ответ:
2. Сколько астр в двух вазах вместе?