Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
1 класс
Урок №51
Тема: Основа предложения
Цель: формирование представления об основе предложения.
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков вычленения главных членов предложения из его структуры,
- Формирование навыка отличия предложение от набора слов,
- Формирование навыка вычленения диалога из стихотворения
Развивающие:
- Развитие навыков выразительного чтения,
- Развитие навыков диалогической речи,
- Развитие аналитического и критического мышления.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- Воспитание любви к русской речи.
Урок посвящен изучению основы предложения и её месту в предложении. В ходе урока учащиеся научатся находить основу предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения (без терминов), а также соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как «слова-названия предметов» и «слова-названия действий предметов».
Урок направлен на знакомство учащихся с приёмами установления основы предложения.
Тезаурус:
- Член предложения – это компоненты предложения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51974 ).
- Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
- Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
- Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
- Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопрос «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
Литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме: нет
Задания тренировочного модуля:
ТВ-6
Единичный выбор.
Учащимся нужно выбрать один правильный вариант ответа на предложенный вопрос.
Текст вопроса:
На какие вопросы отвечают слова основы в данном предложении:
«Золушка поливает розы».
А. Что? Что делает?
Б. Кто? Что делает?
В. Что? Что делают?
Г. Кто? Что делают?
Д. Что делает? Что?
Правильный ответ: Б
Неправильный ответы: А, В, Г, Д
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно найти основу этого предложения: «Золушка поливает», а затем последовательно задать к каждому слову основы вопросы: «Кто поливает?» (Золушка), «Что делает Золушка?» (поливает).
ТВ-11
Установление соответствий между элементами двух множеств.
Текст вопроса:
Соедините основы предложения по смыслу.
Золушка учится
Собаки работает
Школьник убирается
Друзья поют
Мама рычит
Лев хрюкает
Свинья гуляют
Свиньи бежит
Атлет хрюкают
Певцы лают
Правильный ответ:
Золушка убирается
Собаки лают
Школьник учится
Друзья гуляют
Мама работает
Лев рычит
Свинья хрюкает
Свиньи хрюкают
Атлет бежит
Певцы поют
Неправильные ответы: все остальные комбинации слов.
Для успешного решения этого вопроса школьникам нужно не только обращать внимание на лексическую сочетаемость слов (собаки лают), но и на их грамматическую сочетаемость (свинья хрюкает, свиньи хрюкают).
ТВ-16
Раскраска
Текст вопроса:
На странице 15 учебника в упражнении 8 есть стихотворение-потешка.
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём диалог.
Вместе с другом прочитайте диалог вслух по ролям.
- Затем раскрасьте картинку, которая лучше всего подходит к диалогу.
Правильный вариант ответа:
- Диалог в стихотворении
— Куда, Фома, едешь?
— Еду сено косить.
— А на что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе корова?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.
2. Правильная картинка.
Для правильного ответа на этот вопрос учащимся сначала нужно вспомнить черты такого вида речевой деятельности как диалогическая речь и её основные черты. После этого им необходимо обратить внимание на картинки. На трёх из них изображена лошадь, что подходит под диалог. Только на двух из них лошадь что-то везёт, что также отражает мыль диалога. Но только на одной из них лошадь везёт сено. Поэтому это картинку (номер 1) и надо раскрасить. Школьник раскрашивает картинку на своё усмотрение.
Основные результаты по итогам урока:
- Учащиеся узнают, что такое основа предложения и второстепенные члены предложения.
- Учащиеся умеют различать основу предложения и второстепенные члены предложения и выделять их в тексте.
- Учащиеся могут самостоятельно находить диалог в стихотворении.
- Учащиеся могут сами составлять предложения, используя основу предложения или подставлять второстепенные члены к основе.